Многосерийный советский телефильм — явление не оригинальное (вспомните хотя бы итальянский «Спрут»), но особенное и любимое. И один из лучших теледетективов — «Визит к минотавру» по одноименному детективному роману братьев Вайнеров — тому наглядное подтверждение.
…Из квартиры Льва Осиповича Полякова (Лаймонас Норейка), прославленного советского скрипача, украли самое ценное — музыкальный инструмент. Знаменитую скрипку Страдивари под названием «Санта Мария». Скрипку с неповторимым, уникальным голосом. Второй такой нет и не может быть. «Санта Мария», как и все инструменты итальянских мастеров Амати, Страдивари и Гварнери, бесценна.
Так как скрипка — вещь государственная, расследование проводится под чутким руководством Прокуратуры. Следователь по особо важным делам Станислав Тихонов (Сергей Шакуров) обладает необходимым чутьем и хваткой, но улик и свидетелей отчаянно мало. Подозрение падает то на соседа-алкоголика (по совместительству слесаря) Обольникова (Лев Борисов), то на заклятого друга Полякова, несостоявшегося гения и скрипача Павла Иконникова (Валентин Гафт). Первый слишком глуп и жаден для подобной операции, второй — слишком утончен и бескорыстен.
Времени у Тихонова практически нет. Абсолютно ясно, что скрипку похитили не с целью продажи на рынке или тайного любования на кухне. Очень скоро ее попытаются вывезти за границу, за пределы юрисдикции советских сыщиков. Вооружившись интуицией и дедукцией, заручившись поддержкой своего начальника (Владимир Самойлов) и сотрудницы Лены (Анна Каменкова), Тихонов медленно, мучительно, но верно, распутывает дело, в котором каждая мелочь, каждая деталь неимоверно важна…
Всё так и было. Я не про дело с похищением Страдивари, я про самого Страдивари, которому, между прочим, в пятисерийном фильме Эльдора Уразбаева уделено приличное количество экранного времени. Ученик Николо Амати, Антонио Страдивари стал одним из самых известных создателей струнных музыкальных инструментов. Не только в Италии восемнадцатого века, но в мире и навсегда.
Те, кто смотрел «Визит к минотавру», прекрасно помнят, что вся структура повествования фильма разделена на две составляющие: большая часть происходит в наше время и посвящена процессу поиска похитителей скрипки, меньшая — историческому экскурсу в глубь веков. Безусловно, вся интрига и напряжение приходятся на современность, вся мораль и лиричность — на историю почти трехвековой давности.
Не знаю, насколько точно и грамотно создателям, к коим я отношу и авторов сценария, братьев Вайнеров, удалось соблюсти все исторические факты, но, судя по всему, если они и приврали, то совсем немножко. По крайней мере, все основные персонажи и их поступки соответствуют принятой исторической действительности.
Николо Амати и вправду был учителем Страдивари, который, в свою очередь, поимел от первой жены четырех сыновей, ни один из которых так и не стал продолжателем его дела. Джузеппе Гварнери, он же Дель Джезу, также реально существовал и приходился внуком Андреа Гварнери, неудавшегося скрипичного мастера и ученика всё того же Николо Амати.
Что же отличает «Визит к минотавру» от десятков других советских детективных кинокартин, в том числе и от произведений самих Вайнеров, которые, напомню, также имеют непосредственное отношение к таким картинам, как «Место встречи изменить нельзя», «Город принял», «Гонки по вертикали» и «Вход в лабиринт»? Начнем с главного.
Актеры. Вообще, «Визит к минотавру» можно считать личным бенефисом Сергея Шакурова. Особенно, учитывая, что ему в картине достались сразу два центральных персонажа — следователь Тихонов и Антонио Страдивари.
Сыщик из Шакурова получился рассудительный и ироничный, но не боевитый. Подобно советскому Шерлоку Холмсу, Тихонов вступает в контакт с преступниками только при крайней необходимости. А вот Страдивари — это, несмотря на омолаживающий грим в первых сериях (из 45-летнего актера делали 20-летнего юношу), просто блеск. Итальянский мастер из Шакурова вышел самый что ни на есть натуральный, хотя мне, если честно, сравнить не с кем.
Вторым, не по силе характера, но по сюжету, в фильме является Ростислав Плятт. Великий актер. Очень знаменательно, хотя я не верю в совпадения, то, что роль Николо Амати стала в карьере и жизни Плятта последней ролью в кино. Это очень символично, особенно учитывая его диалоги и монологи в картине. Плятт ушел от нас в июне 1989, спустя два года после выхода ленты на телеэкраны, и возможно, он сам посчитал, что этот персонаж лучше всего очертит невидимую грань в его творчестве.
На этом список великолепных актерских работ в фильме отнюдь не заканчивается. Я перечислю только имена: Владимир Самойлов, Лаймонас Норейка, Михаил Пуговкин, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Лев Борисов, Валентин Смирнитский, Валентин Никулин, Юрий Катин-Ярцев. Многих из них уже давно с нами нет. Ушел Самойлов. Норейка. Пуговкин. Трагически погибла в 40 лет Марина Левтова, исполнившая в ленте роль первой жены Страдивари.
Гафт в фильме фактически играет самого себя, ибо известно, что его в актерской среде далеко не все любят за остроту ума и особенно за остроту языка. Пуговкин выступил в необычной для себя роли резко отрицательного персонажа. Как правило, раньше он играл пускай и прохиндеев, но обаятельных.
Великолепен и ослепителен Александр Филиппенко. Его монолог про «автобусного контролера» — это мини-шедевр. Неповторимо. Порадовал крошечный эпизод со Смирнитским. Казалось бы, 7 минут в кадре, а сколько шарма и обаяния. И персонаж-то гаденький, а всё равно нравится.
Закончив превозносить актеров, а они того стоят, вспомним и о сценарии и прочих нюансах.
Нельзя сказать, что «Визит к минотавру» отличается уж слишком закрученной интригой. Да, правильные предположения на счет личности похитителей могут посетить разум рядового зрителя уже где-то в середине фильма, в серии третьей. Тем не менее детектив до самого последнего момента остается детективом, и это выгодно отличает картину Уразбаева от нынешних поделок, которые то детектив, то боевик, то мелодрама, то эротика, то танцы с бубном, упаси их, Господи.
Спецэффекты. Нет, вам смешно, а представьте себе, сколько рублей ушло на воссоздание, пускай и скупое, в рамках рижских улиц и интерьеров, эпохи конца XVII — начала XVIII века? Костюмы, декорации, предметы интерьера… Впрочем, тогда бюджеты в прессе не печатались, ими не кичились и не бросали эффектно в воздух: «Я на свой фильм 30 миллионов потратил». Тем более на телевидении.
Финализирую. Ностальгия в чистом виде. Один из лучших телевизионных фильмов 80-х. Прекрасные актеры, не отрабатывающие гонорар, но выкладывающиеся на полную катушку. Качественный сценарий от лучших авторов криминального жанра. Очаровательная, старомодная, легкая музыка Эдуарда Артемьева.
Лицензионный диск со всеми пятью сериями вышел в мае 2009 года. Спешите смотреть и радоваться.