7 декабря 1941 года: Перл Харбор. Как это было?

Реклама
Грандмастер

Сегодня в США отмечается одна из важнейших дат в истории не только страны, но и всего послевоенного мира: День памяти Перл Харбора. Не только потерями (а потеряно 2403 человека, из них 68 гражданских- погибшими, 1178 тяжело ранеными, уничтожено свыше 20 единиц тихоокеанского флота, более двухсот боевых самолетов), памятен этот день. А и тем, что он вошел в историю как поворотный момент вступления США во Вторую мировую войну. Не случись нападения на Перл Харбор, неизвестно, как сложилась бы послевоенная карта мира.

В Европе уже два с лишним года лилась кровь, а в заокеанской Америке (это надо признать) народ жил припеваючи и совершенно не горел желанием воевать за чужие интересы. Более того, махровым цветом расцветал американский фашизм — 40% белых коренных американцев имели немецкие корни, благополучно укоренившиеся на благодатной почве расизма и антисемитизма Нового Света. Выскажу суждение мало известное и неприятное приличной публике — именно еврейским

Реклама
гангстерским бандам мы обязаны разгромом американского фашизма — из песни слов не выкинешь. Как невозможно отрицать, что ни народ, ни правительство США не стремились ввязаться в европейскую мясорубку.

И вот случился Перл Харбор: Япония нанесла внезапный удар по военной базе тихоокеанского флота на Оаху, Гавайи. Давайте спросим: а почему? И ответ будет: made in China.

Где США и где Япония? А на тропу войны они вступили еще в 30-е годы. Яблоком раздора был Китай. В 1931 году Япония захватила и оккупировала китайскую Маньчжурию. В 1937 Япония начинает долгоиграющую безуспешную кампанию по захвату остальных территорий Китая — США ввязываются в противостояние по полной программе. В 1940 году Япония становится союзником фашистской Германии, а в 1941 захватывает всю Индонезию. Но вот тут стоп: у США есть свои экономические и политические интересы на Востоке. Этого нельзя позволить.

Реклама

Что делают США: у широко шагающей Японии природных ресурсов — пшик. США вводят эмбарго, в особенности на поставку нефти и нефтепродуктов. Плохой хороший шаг: Япония знает, что эмбарго — топливная кома страны. Ей не остается ничего другого кроме экспансии в топливно богатые страны юго-восточной Азии, даже ценой полномасштабной войны с США. Тут уж или самурай, или пропал.

Да вот проблема — кляпом в японской глотке торчит штатовский тихоокеанский флот в Жемчужной бухте на Гавайях. Адмирал флота Японии Исороку Ямамото разрабатывает секретный план массированного внезапного нападения на основную базу тихоокеанского флота США. С весны 1941 года начинаются усиленные совместные тактические учения по взаимодействию авиации и флота, и уже в октябре 1941 года план Ямамото утверждают к действию под началом вице-адмирала Чуичи Нагумо: операцию разворачивают на шести мощных авианосцах с придачей 24 боевых кораблей поддержки. Особая группа субмарин выделяется для уничтожения тех кораблей противника, которые ускользнули бы от удара с авианосцев.

Реклама

26 ноября из отдаленной бухты на Курильских островах японская армада берет тайный курс через северную Пасифику, избегая обычных судоходных маршрутов, на Гавайи, и уже на рассвете 7 декабря концентрирует свой флот в 200 милях от острова Оаху.

Бог действительно хранил Америку в это утро: ни одного авианосца в доках Жемчужной бухты 7 декабря не оказалось — авианосец «Энтерпрайс» под флагом адмирала Вильяма Хэлси выполнял миссию доставки боевых самолетов на остров Вейк, авианосец «Лексингтон» под флагом адмирала Ньютона передислоцировал 25 бомбардировщиков на остров Мидвей, а авианосец «Саратога» вышел в ночь на Западное побережье для профилактики и ремонта. Японцы не знали о таком повороте событий.

Реклама

По шестой склянке на рассвете 6 японских авианосцев выстрелили первой волной из 181 тяжелых бомбардировщиков с горизонтальными, торпедными и донными бомбами. Волну усиливали приданные истребители.

Когда японская авиация достигла целей к восьми утра, она нанесла одновременный удар как по наземным авиабазам, так и по стоящим на якорях в бухте боевым кораблям. Цель японской авиации была не дать самолетам американцев даже взлететь в воздух для отражения атак.

Из 90 кораблей в бухте Перл Харбор им нужно было вывести из строя восемь основных боевых судов, которые по ватерлинию были загружены бомбами и торпедами. От взрывов этих кораблей-арсеналов в пламени погибали другие боевые суда. Через тридцать минут после первой атаки вторая волна из 170 бомбардировщиков добивала запертый в бухте американский флот. К 10 утра все было закончено. Меньше чем за 2 часа японцы уничтожили 21 боевой корабль, 188 истребителей, 159 самолетов были повреждены. Большинство из них было уничтожено до того, как они успели подняться в воздух.

Реклама

Потери японцев были незначительными — всего 10% боевых машин не вернулись на матки-авианосцы.

Однако японцам не удалось главное — уничтожить авианосцы США и отбомбиться на наземные укрепления военно-морской базы Перл Харбор, которая впоследствии, после незначительного ремонта, сослужила добрую службу во Второй мировой войне. Более того, американцам удалось поднять затопленные суда и в короткое время восстановить их боеспособность. Окончательно было потеряно всего три судна: «Аризона», «Оклахома В-37» и «Юта АG-16».

Но самым главным поражением японцев в атаке на Перл Харбор явилось то, что Япония достигла как раз обратного тактического результата: разделенная надвое по вопросу вступления в войну, Америка объединилась в едином порыве вступить всей мощью во Вторую мировую войну и выиграть ее со своими союзниками.

Так день 7 декабря остался в истории страны не как день национального позора и поражения, а как день, положивший начало победной войны и воинской славы американских вооруженных сил, громивших фашистскую Германию и ее союзников в самой кровавой войне в истории человечества.

Реклама