Кто построил в селе Хотилово церковь Михаила Архангела? Крестьянско-купеческая версия

Реклама
Грандмастер

Кто хоть раз шел от Москвы на Питер по трассе М10 «Россия», не мог не обратить внимание на хотиловскую церковь. Она издалека видна. Вышний Волочок с его каналами уже давно остался где-то позади. До Валдая ещё пилить и пилить. За окном — уже ставший привычным пейзаж: поля, редкий кустарник, синеющие у кромки горизонта леса, сменяющие друг друга, и похожие, как родные братья, небольшие населенные пункты с разными названиями. Как вдруг…

Где-то далеко-далеко впереди появляется сразу привлекающее внимание светлое пятнышко, по мере приближения потихоньку трансформирующееся в высокую трёхярусную колокольню и фасад храма, над основным зданием которого возвышается, поглядывая в сторону дороги пустыми глазницами арочных оконных проемов, восьмигранник барабана без купола.

Реклама

Крыши нет ни на звоннице, ни на трапезной. Но это, как и местами обвалившаяся штукатурка, обнажившая ровные прямоугольнички кирпичной кладки, остается где-то там, за пределами внимания. А в глаза бросаются выступающие за основную линию фасада, симметричные по отношению к центральной оси здания и идущие во всю его высоту ризалиты восточной (алтарной) и южной стен храма. Последний не только парадно украшен пристроенным к нему портиком, но и по росту — выше своего алтарного собрата, что визуально очень хорошо видно за счет выстроенных в два ряда окон.

Учитывая, что с другой, не просматриваемой с трассы, северной стороны храма точно такой же высокий и выступающий из общего фасада сооружения ризалит, становится понятным, что перпендикулярный центральной оси здания поперечник двух ризалитов образует так называемый трансепт, делающий

Реклама
храм в плане крестообразным. Но в хотиловской церкви эта поперечная, трансептная ось практически атрофирована и только оттеняет значительно более ярко выраженную и явно преобладающую центричность и монолитность храма как единого целостного сооружения. И это — несмотря на то, что отдельные его части выполнены в разных архитектурных стилях.

Сдвоенные пилястры на барабане, арочные, дугообразно изогнутые окна второго ризалитного ряда с рамочными наличниками, снабженными «ушками»… Всё это — элементы позднего барокко, хорошо просматривающиеся на основном здании храма. В то время как трапезная более соответствует позднему классицизму. А колокольня и портик южного ризалита — стилю ампир.

Реклама

Правда, отдельные элементы декора хотиловской церкви тяжело рассмотреть, когда буквально в несколько десятков секунд проскакиваешь её и идешь дальше, к Валдаю. Тем более, если эта скорость, чего уж тут скрывать, на пару-тройку десятков километров выше разрешенной правилами дорожного движения в пределах населенного пункта. А что сделаешь? Трасса-то… Москва — Питер. Грузов по ней идёт… И каждый из них должен быть доставлен к месту своего назначения как можно быстрее.

Так что какие-то мелочи, естественно, остаются за пределами внимания. Но вот общее впечатление… Оно не уходит назад, вместе с удаляющимся, но ещё хорошо видным в зеркало заднего обзора, зданием церкви. Остается в машине и потихоньку входит, вливается в тебя, создавая ощущение целостности, монолитности, красоты и силы. Если точнее, то даже не силы. Мощи. Царской, императорской мощи.

Реклама

И как-то не увязывается эта архитектурная силища с небольшим населенным пунктом, расположенным на серьёзном удалении не только от Москвы или Питера, но и от двух соседних областных центров — Твери и Новгорода. Кто, когда построил эту церковь? И почему именно в Хотилове?

Может, местные крестьяне? Вообще-то, для Русского Севера довольно типичное явление, когда жители нескольких сел, сгруппированных у какого-либо погоста, всем миром сбрасывались, нанимали бригаду профессиональных плотников, которые и возводили заказанное им культовое сооружение. Так, например, были построены знаменитые церкви Кижского погоста. Или, менее известные, в селе Лядины, нынешнего Каргопольского района

Архангельской области. И многие, многие другие.

Но… Так строились исключительно деревянные церкви. А в Хотилово она — каменная.

Да и не настолько богато жил здесь народ, чтобы даже если всем миром скинуться, можно было бы построить такое архитектурное чудо.

Дело в том, что есть несколько версий происхождения нынешнего названия села. По первой, оно в XIV—XV вв.еках входило в состав Деревской пятины Господина Великого Новгорода и было вотчиною новгородского посадника Хотилы. Может, конечно, оно и так, но нам более интересна другая версия, согласно которой великий государь Московский Иван III повелел в 1560 г. заложить на почтовом тракте Москва-Новгород специальные станции для отдыха пассажиров и подмены уставших лошадей — так называемые ямы.

Реклама

Для охотников, которые выказывали готовность служить ямщиками, в непосредственной близости от места их постоянной работы — дороги — нарезались «ямские» земли. Отсюда и известное с XVI века название села — Хотиловский Ям. Так что не скудные клочки полей, что лежали справа слева от дороги, а именно он, почтовый тракт, кормил хотиловских крестьян.

В XVIII веке, с основанием Санкт-Петербурга, движение между Москвой и новой столицей империи стало значительно более оживленным, а в самом селе появились торговые лавки, трактиры, постоялые дворы и даже Путевой дворец для останавливающихся в Хотилове на ночлег особо благородных персон. Но на благосостоянии местных ямщиков это никоим образом не сказалось.

Реклама

Вот как в главе «Хотилово» своего знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» описывает тогдашний быт местного населения А. Н. Радищев: «Стены, потолки, лавки, — все покрыто черным налетом сажи. Печь без трубы и каждое утро дым наполняет избу… В избе жарко, стоит тяжелый запах, жужжит множество мух. В люльке, в грязном тряпье кричит младенец… Рядом оборванные голодные ребятишки. Вечная скорбь и нищета».

«Скорбь и нищета». Вечные. Нет, не под силу было хотиловским крестьянам построить дошедшую до наших дней изумительную по своей красоте каменную церковь.

Тогда, может, купцы? Как-никак, Хотилово когда-то входило в состав Господина Великого Новгорода. А ведь многие новгородские церкви построены именно на пожертвования конкретных купцов или купеческих династий.

Реклама

Опять не срастается. Не сохранила нам история имен хотиловских купцов. Ямщики, станционные смотрители, даже трактирщики здесь были, а вот представителей торгового капитала… Нет, может, конечно, и они были в Хотилове, но, по всей видимости, не настолько солидного уровня, чтобы отметиться чем-то серьёзным. Типа каменной церкви во имя Михаила Архангела.

Но если не крестьяне… И не купцы… Кто тогда построил Хотиловскую церковь? Кто?! А вот ответ на этот вопрос настолько интересен, что заслуживает отдельного рассказа

Реклама