Где-то далеко-далеко впереди появляется сразу привлекающее внимание светлое пятнышко, по мере приближения потихоньку трансформирующееся в высокую трёхярусную колокольню и фасад храма, над основным зданием которого возвышается, поглядывая в сторону дороги пустыми глазницами арочных оконных проемов, восьмигранник барабана без купола.
Крыши нет ни на звоннице, ни на трапезной. Но это, как и местами обвалившаяся штукатурка, обнажившая ровные прямоугольнички кирпичной кладки, остается где-то там, за пределами внимания. А в глаза бросаются выступающие за основную линию фасада, симметричные по отношению к центральной оси здания и идущие во всю его высоту ризалиты восточной (алтарной) и южной стен храма. Последний не только парадно украшен пристроенным к нему портиком, но и по росту — выше своего алтарного собрата, что визуально очень хорошо видно за счет выстроенных в два ряда окон.
Учитывая, что с другой, не просматриваемой с трассы, северной стороны храма точно такой же высокий и выступающий из общего фасада сооружения ризалит, становится понятным, что перпендикулярный центральной оси здания поперечник двух ризалитов образует так называемый трансепт, делающий
Сдвоенные пилястры на барабане, арочные, дугообразно изогнутые окна второго ризалитного ряда с рамочными наличниками, снабженными «ушками»… Всё это — элементы позднего барокко, хорошо просматривающиеся на основном здании храма. В то время как трапезная более соответствует позднему классицизму. А колокольня и портик южного ризалита — стилю ампир.
Правда, отдельные элементы декора хотиловской церкви тяжело рассмотреть, когда буквально в несколько десятков секунд проскакиваешь её и идешь дальше, к Валдаю. Тем более, если эта скорость, чего уж тут скрывать, на пару-тройку десятков километров выше разрешенной правилами дорожного движения в пределах населенного пункта. А что сделаешь? Трасса-то… Москва — Питер. Грузов по ней идёт… И каждый из них должен быть доставлен к месту своего назначения как можно быстрее.
Так что какие-то мелочи, естественно, остаются за пределами внимания. Но вот общее впечатление… Оно не уходит назад, вместе с удаляющимся, но ещё хорошо видным в зеркало заднего обзора, зданием церкви. Остается в машине и потихоньку входит, вливается в тебя, создавая ощущение целостности, монолитности, красоты и силы. Если точнее, то даже не силы. Мощи. Царской, императорской мощи.
И как-то не увязывается эта архитектурная силища с небольшим населенным пунктом, расположенным на серьёзном удалении не только от Москвы или Питера, но и от двух соседних областных центров — Твери и Новгорода. Кто, когда построил эту церковь? И почему именно в Хотилове?
Может, местные крестьяне? Вообще-то, для Русского Севера довольно типичное явление, когда жители нескольких сел, сгруппированных у какого-либо погоста, всем миром сбрасывались, нанимали бригаду профессиональных плотников, которые и возводили заказанное им культовое сооружение. Так, например, были построены знаменитые церкви Кижского погоста. Или, менее известные, в селе Лядины, нынешнего Каргопольского района
Архангельской области. И многие, многие другие.Но… Так строились исключительно деревянные церкви. А в Хотилово она — каменная.
Да и не настолько богато жил здесь народ, чтобы даже если всем миром скинуться, можно было бы построить такое архитектурное чудо.
Дело в том, что есть несколько версий происхождения нынешнего названия села. По первой, оно в
Для охотников, которые выказывали готовность служить ямщиками, в непосредственной близости от места их постоянной работы — дороги — нарезались «ямские» земли. Отсюда и известное с XVI века название села — Хотиловский Ям. Так что не скудные клочки полей, что лежали справа слева от дороги, а именно он, почтовый тракт, кормил хотиловских крестьян.
В XVIII веке, с основанием Санкт-Петербурга, движение между Москвой и новой столицей империи стало значительно более оживленным, а в самом селе появились торговые лавки, трактиры, постоялые дворы и даже Путевой дворец для останавливающихся в Хотилове на ночлег особо благородных персон. Но на благосостоянии местных ямщиков это никоим образом не сказалось.
Вот как в главе «Хотилово» своего знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» описывает тогдашний быт местного населения
«Скорбь и нищета». Вечные. Нет, не под силу было хотиловским крестьянам построить дошедшую до наших дней изумительную по своей красоте каменную церковь.
Тогда, может, купцы? Как-никак, Хотилово когда-то входило в состав Господина Великого Новгорода. А ведь многие новгородские церкви построены именно на пожертвования конкретных купцов или купеческих династий.
Опять не срастается. Не сохранила нам история имен хотиловских купцов. Ямщики, станционные смотрители, даже трактирщики здесь были, а вот представителей торгового капитала… Нет, может, конечно, и они были в Хотилове, но, по всей видимости, не настолько солидного уровня, чтобы отметиться чем-то серьёзным. Типа каменной церкви во имя Михаила Архангела.
Но если не крестьяне… И не купцы… Кто тогда построил Хотиловскую церковь? Кто?! А вот ответ на этот вопрос настолько интересен, что заслуживает отдельного рассказа…