Бытует даже термин «Иван Великий». Но в старинном фольклоре сохранилась и совсем другая характеристика — «Царь-собака». Историк Владимир Кобрин писал: «Мало найдется в отечественной истории людей с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный.
Вероятно, в этом феномене соединилось многое. И неизбывное чувство преклонения перед сильной личностью, и несомненная яркость этого человека, особенно по сравнению с посредственностями, которых так много перебывало после него на русском престоле. И ужас перед садизмом и жестокостью
, перед страшными казнями.Разнообразен царь Иван в народном фольклоре. В одних песнях он — герой, взявший Казань. Правда, и под стенами вражеской крепости он проявляет необузданный жестокий нрав: стоило чуть-чуть запоздать взрыву подкопа под городские стены по сравнению с царскими расчетами, как уже «государево сердечко рассердитовалось, приказал он пушкарёв казнить-вешать».
И только нашедшиеся «в полку люди умные, люди умные, люди разумные» сумели уговорить царя не торопиться. И все же здесь он хоть и вспыльчив, но и отходчив. В другой песне народ горько оплакивает Грозного: «Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь… царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!»
А как фольклорный царь Иван разговаривает с собственным сыном:
Тут стемнел царь, как темна ночь,
Зревел царь, как лев да зверь:
«Сказывай, собака, про измену великую!
Ты на братца скажешь, так братца не видать,
На себя ты скажешь, то свою головку потеряешь».
В другом же случае Грозный похваляется:
Первого боярина в котле велю сварить,
Другого боярина велю на кол посадить,
Третьего боярина скоро велю сказнить.
На российском северо-западе появилась самая известная критическая сказка про Грозного-царя — «Почему завелась на Руси измена».
В сказке рассказывается, что послал Иван Васильевич послов ко всем королям и князьям и потребовал платить ему дань. Короли и князья все собрались и написали грамоту, а в грамоте было сказано, что если царь Иван отгадает загадки, то дадут они ему 12 бочек золота и будут платить ежегодную дань. Если же не отгадает, то должен он с царства сойти. А загадок три: что удалее всех на свете, что милее всех на свете, что слаще всех на свете. Думали-гадали царевы бояре, князья и умные люди и ничего умного не нагадали.
Пришло срочное время, отправился царь на восток к белому камню для отгадывания загадок. По дороге встретил он мужичка-старичка, строящего церковь. Они разговорились, и попросил царь о помощи. Старичок помочь обещал, но с условием, что когда царь получит 12 бочек с золотом, то одну ему отдаст. Царь обещал и тогда старичок сказал, что удалее всех на свете глаза — куда ни взгляну, тут же все вижу. Милее всех солнце красное, как засветит, все веселятся, а слаще всех вода — без нее жить нельзя. Поехал царь, сказал ответы и получил 12 бочек с золотом. Отправился назад, надо бочку с золотом старику отдавать. Стал царь со свитой советоваться. Много, говорит, у нас войска и все содержать надо, а старичок — зачем ему столько золота? Лучше мы вынем из бочки две части золота и всыплем песку, сверху оставим золото: старичок и не заметит.
Подъехал Иван Васильевич к старичку. Вот, говорит, тебе бочка золота. Старичок отвечает: «Ну, Царь русский, Иван ты Васильевич и Грозный! Сам ты ввел измену в Русь православную, и никогда ты ее с этого времени не искоренишь, и ни другой кто-либо. Причиною всего этого ты сам, Царь. Я спас тебя и жизнь твою; ты обещал мне за это бочку золота, а вместо золота платишь песком». Царь видит, что человек это не простой, и слезно просит взять любую бочку золота. Старичок отвечает: «В золоте твоем я не нуждаюсь, и жить буду без твоего золота, а нужна была правда. Ты сам изменил правде, и измена эта, опять повторяю, на веки веков останется на Руси, и ни ты, и ни другой кто не может искоренить ее: всему этому злу причин. — И не стало перед царем ни старичка, ни церкви. Понял Иван Васильевич, что говорил с ним Господь Бог.
Попытаемся немного приоткрыть завесу таинственности над этим выдающимся государственным мужем. Ведь многие факты из его жизни известны только ученым-историкам, а плохая информированность порождает жуткие домыслы и ложные представления. Руслан Скрынников полагал, что Иван Грозный первым в русской истории сделал террор сердцевиной государственного управления, при нем появилась крайне живучая традиция управления огромной и многонациональной страной, в первую очередь, через насилие. Апофеоз такой политики — опричный террор и погром Новгорода в 1570 году.
Иван Грозный находился у кормила власти с 1533 по 1584 год, более пятидесяти лет, за это время произошло необыкновенно много событий, поэтому неудивительно, что ко времени его правления проявляется особый интерес.