Почему Еремей?
По первому варианту, Еремей — это русская транскрипция имени Иеремии. Так что рассказ придется начать издалека. Давным-давно, аж за шесть веков до Рождества Христова, в городе Анафофа в семье священника Хелкии родился сын, ставший впоследствии одним из четырех великих ветхозаветных пророков — Иеремией. К пророческим деяниям его приобщил Господь довольно рано, на 15 году жизни.
Житие сообщает, что Иеремия целых 23 года обличал иудеев за отступничество от истинного Бога и идолопоклонство, грозил и плакал, предрекая им бедствия и опустошительную войну, за что подвергался со стороны не внимавших ему соплеменников всяческим насмешкам, поруганию и угрозам.
Тем не менее, надев на себя поначалу деревянное, а позднее — и вовсе железное ярмо, он ходил по людным местам, призывая народ одуматься. За это по решению старейшин был брошен в ров со зловонной тиной. Будучи извлеченным оттуда по ходатайству одного из царских придворных, Авдемелеха, пророк продолжил вещать о грехе и наказании, и в результате посажен в темницу.
Исполнивший грозное пророчество Навуходоносор, который разграбил и разрушил Иерусалим, избил народ и часть его взял в плен, вызволил Иеремию из заточения и предоставил полную свободу выбора места проживания. Но пророк предпочел остаться на руинах, горюя о случившегося, но был насильно уведен иудеями в Египет.
Тут ему наконец повезло: египтяне окружили Иеремию почетом, поскольку ему удалось молитвою умертвить «крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места». Увы, это длилось до тех пор, пока пророк не предсказал, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев.
Последним это совершенно не понравилось, с учетом уже имевшегося ранее прецедента, и они убили Иеремию. Простой подсчет показывает, что было ему на ту пору 44 года. Правда, до кончины ему удалось, как сообщает предание, взять ковчег Завета со скрижалями и скрыть его в одной из пещер горы Наваф, а также, как утверждается в Евангелии от Матфея, предсказать предательство Иуды.
Другая версия исходит из того, имя Еремей происходит от бога Ярилы, который был связан с солнечным теплом, оплодотворяющим землю (но не олицетворял само Солнце), и его атрибутом является фаллический символ. Отсюда понятия «яровые», «ярка»
Почему Запрягальник или Яремник?
После христианизации Руси предки наши, исполняя православные обязательства, в день 14 мая по новому стилю, а по старому — первого, молились святому пророку Иеремии, хотя в это день памяти нескольких святых. Иеремия им приглянулся больше других, потому что носил ярмо (отсюда и Яремник), а дата эта пришлась либо на начало (чаще всего), либо на разгар посевной — в зависимости от региона и погодных условий, когда крестьянин либо впрягал коня в соху/плуг, либо впрягался сам (поэтому Запрягальник). Говорили: «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает»; «На Еремея по ранней росе иди на посев».
Но ведь и в более древние времена существовали веками хранившиеся обычаи, связанные не только с синоптическими наблюдениями и выводами, но и с хозяйственным календарем. Поэтому довольно распространенным явлением было: помолившись святому пророку Иеремии об облегчении нелегкого крестьянского труда, отправляться на поле для совершения традиционных ритуалов, после которых только и начинался сам сев.
Например, произнести: «Еремей Запрягальник, подыми сетева (т.е. лукошки с семенами)». Вступая в поле, помолиться на три стороны света, кроме северной, бросая в каждую по горсти жита и отвешивая земные поклоны. Наконец, самым архаичным обрядом было символическое совокупление с Матерью-сырой землей непосредственно в поле.
Для этого в распаханной почве выкапывалось подходящего размера отверстие, в которое погружался соответствующий орган, и совершался процесс, завершавшийся оргазмом. После этого земля считалась беременной, и на ней нельзя было прыгать, детей за такие попытки строго наказывали.
Этот обычай в некоторых местах сохранялся вплоть до XX века. А в ХХ столетии кое-где, по достоверным свидетельствам очевидцев, придуман другой способ: сбор в некую емкость пожертвований в виде семенной жидкости от участников коллективного хозяйства и выливание ее в пашню.
А было еще вот такое забавное поверье: в день засева никому и ничего не давать взаймы — от денег до куска хлеба или единого зернышка — во избежание неурожая. Так что если вы суеверны и собираетесь заняться посевными работами сегодня, то воздержитесь от кредитований в любой форме — купюрной, монетной, натуральной, народный календарь зря не посоветует. А если нет — то просто улыбнитесь.