Малоазийский, позднее греческий бог Дионис — это покровитель плодоносящих сил земли, растительности, виноделия. Греки, впрочем, долго отказывали ему в признании в качестве истинного бога, что отразилось и в мифологии. Согласно древним преданиям, многим царям пришлось поплатиться жизнью за неприятие его культа.
Ярило — бог жизненной, сексуальной силы,
По мифологической традиции, Дионис путешествует по Малой Азии, Индии, Персии, даже Гиперборее. Все эти регионы связаны с протославянами и их общими мифологемами. Дионис попал на греческий Олимп из Фракии, где, по ряду теорий, обитали протославянские племена. В качестве примера можно привести обычай носить оселедец (чуб) у древних руссов, в Запорожской Сечи и во Фракии.
Наконец, и в экипировке сравниваемых образов обнаруживается нечто общее. Так, в убранстве Диониса присутствуют ветви винограда, из которого делают вино. Ярилу изображают с листьями хмеля, из которого производится пиво.
Оба эти божества почитаются шумно, весело. Праздники, посвященные им, часто переходят в оргии. При вакхических мистериях (а Вакх, как известно, является римским аналогом Диониса) люди впадали в экстаз, мистическое безумие. Мать одного из царей, по преданию, находясь в вакхическом безумии, растерзала своего сына, приняв его за животное. И даже божественный певец Орфей был убит вакханками, пребывавшими в экстазе. В мифах подчеркивается всеобщность культа Диониса, а в конечном плане — женского жреческого экстаза.
На праздники Ярилы умыкали девушек. В «Повести временных лет» сообщается об игрищах, на которых радимичи, вятичи, северяне и древляне «умыкаху жены собе». То же самое происходило на празднествах в честь Диониса. Символом как Ярилы, так и Диониса служил фаллос. Но при этом Дионис выглядит женоподобно, близок к праматери-Земле. Это символизирует смену пола или двуполость.
В шаманских традициях женоподобность и ритуальная смена пола присутствуют и поныне. Считается, что это дает возможность шаману общаться с духами и силами земли. Но и Ярилу ведь изображала девушка, переодетая юношей, что также является явным намеком на двуполость. И не случайно долгие дискуссии исследователей вызывал вопрос: каким персонажем является Ярило, женским или мужским?
Ярило, как и Дионис, несет в руке молодые побеги как символ плодородия, но заодно и мертвую голову, значит, он связан с миром смерти. Одежда Ярилы белого цвета. Белый цвет у славян — цвет смерти, цвет савана. Белое платье невесты указывало на ее смерть в родительском роду. Из этого представления и идет обычай оплакивать невесту, как покойницу. А в Апокалипсисе святого Иоанна конь смерти назван «конь блед». Сезонные похороны Ярилы также соответствуют обрядам, связанным с почитанием Диониса.
Что ж, похоже, что образы этих богов сродни друг другу, не так ли?