Согласно сообщениям РИА Новости, в пользу «Школы» как фильма, «вскрывающего проблемы современной российской школы», высказывался первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев. Он считает, что «нечего на зеркало пенять…» и фильм всего лишь показывает реальные проблемы школы и молодежи.
Однако то, что представляет собой фильм — отнюдь не зеркало. Скорее, это всего лишь кривое зеркало.
Ведь, даже принимая во внимание то, что подобные проблемы реально имеют место во многих школах, как-то совершенно упущено из виду, что, во-первых, как минимум половина школ не такова, а во-вторых, даже в самых слабых и проблемных школах все равно есть люди — как среди учеников, так и среди преподавателей, — которые радикально отличаются от героев фильма. То есть — вполне адекватные и отнюдь не моральные уроды.
На стороне сериала оказался и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка адвокат Астахов. «Опасения о том, что дети начнут копировать героев сериала, мне кажутся слишком наивным взглядом на этот сериал. Проблема подростков сегодня заключается в том, что они просто не могут посмотреть на себя со стороны», — сказал Астахов РИА Новости.
С большим уважением относясь к господину Астахову, не могу не отметить, что предположение о том, что именно с помощью этого сериала подростки начнут адекватно «оценивать со стороны свои действия» — это и есть наивность. Почему — уже сказано выше: никакого «света в конце туннеля» фильм не предполагает и ни к какому критичному восприятию не располагает.
В принципе, господину Астахову это простительно, поскольку он все же юрист, а не психотерапевт или психолог. А вот специалисты в области детской и подростковой психики однозначно высказывают свои опасения: ребята вряд ли смогут воспринять столь интенсивный видеоряд критично — и слишком велика вероятность того, что дети просто примут идеи и сюжеты, показанные в фильме, как руководство к действию.
Главный детский психиатр Министерства здравоохранения и социального развития, замдиректора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского Евгений Макушкин считает, что «демонстрация материалов такого рода недопустима: примеры отрицательных героев, для незрелой подростковой психики оказываются более значимы, чем примеры положительных и зрелых людей. Такой сериал в цивилизованном государстве может рассматриваться, как наносящий вред национальной безопасности»
Известный психотерапевт Константин Ольховой, в течение 5 лет работавший в школе для «трудных» подростков, с ним солидарен: «Я бы не стал рекомендовать фильм к просмотру подросткам и их родителям. У меня складывается впечатление, что он популистский и снят на заказ». Он считает, что невозможно точно предсказать, как отреагирует подросток на сцены распития спиртных напитков, курения и драки. С одной стороны, подобные действия могут вызвать отторжение у подростков, а с другой — они могут начать подражать героям фильма.
По словам Ольхового, разовый просмотр фильма или сериала вряд ли может привести к противоправному поведению, но
Уполномоченный по правам ребенка в Москве и педагог Евгений Бунимович также считает, что подростки могут воспринять этот сериал как инструкцию по маргинальному поведению. По его мнению, это самая большая проблема «Школы». (© РИА Новости.)
Все эти специалисты, увы, оказались правы. Достаточно почитать форумы и блоги, чтобы убедиться в том, сколько случаев подражания героям сериал буквально «посыпалось» после 11 января, с момента выхода на экраны первой серии фильма, с одной и той же мотивацией: «Мы видели в фильме, и это было круто. А нам что — слабо?»
В стране, где оба родителя работают и где зачастую «воспитывает телевизор», в становлении личности ребенка принимают колоссальное участие средства массовой информации. Несмотря на неоднозначное отношение к коммунистам, необходимо признать — они прекрасно понимали, что такое телевидение и кино. Это — и пропаганда, и аналог образования. Потому и фильмов, заставляющих душу расти, а разум — просыпаться, было множество: «Белый Бим Черное Ухо», «Чучело», «Доживем до понедельника», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» — и так далее. Это были картины, объясняющие, что в мире существует и добро, и зло, и масса полутонов, и что только от нас зависит, что выбрать и по какой дороге пойти.
Что же мы имеем в качестве альтернативы сегодня? Нет, были, конечно, «Простые истины» и (довольно неоднозначные) «Ранетки», однако это — и все. Остальной поток информации — это «Дом-2» и «Счастливы вместе». А теперь — еще и «Школа».
Депутаты комитета Госдумы активно разрабатывают законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который предполагает ограждение от информации, несущей вред для психики. Сюда относится порнография, популяризация спиртных напитков, навязывание отрицательных социальных образов. Хотелось бы, чтобы данный комитет вплотную заинтересовался и сериалом «Школа» — это «их формат».
Хочется напомнить, что стоимость съемки одной серии «Школы» (а всего их планируется 80) составляла в прошлом году от 50 до 100 тыс. долларов, сейчас расценки ещё поднялись. Деньги эти — государственные, выделенные из бюджета России на функционирование государственного холдинга ВГТРК, на пропаганду духовных ценностей и достойного образа жизни. Комментарии излишни…
Казалось бы, авторы проекта добились своего: внимание к школьным проблемам привлечено, и даже с избытком (то есть — со скандалом). И если они не солгали относительно своих целей — то есть запуск дискуссии о необходимости перемен в образовании действительно интересовал их в первую очередь, то вполне можно было бы пойти навстречу общественности и «свернуть» проект. «Мавр сделал свое дело — мавр может уходить».
Хотя следует отметить, что, по данным lifenews.ru, несмотря на бурную общественную реакцию, «Школа» за первые две недели показа не поднялась выше 10 места среди сериалов в рейтинге TNS Gallup Media.
Видимо, именно поэтому создатели «Школы» не могут остановиться на достигнутом: пресс-служба Первого канала сообщила, что открывается социальная сеть «Вшколе.ру». Проект, внешне очень напоминающий популярную социальную сеть «Одноклассники», предназначен как для фанатов телесериала «Школа», так и для современных школьников вообще. Ожидается, что дневники там будут вести актеры сериала и режиссер Валерия Гай Германика. На канале обещают, что в Интернете новые серии «Школы» будут выходить раньше телеэфира.
То есть тех, кого еще не приобщили к духовным ценностям сериала, «достанут» теперь и в Сети.
Так как же реагировать на этот фильм? Можно, конечно, надеяться на волевое решение властей или на благоразумие авторов проекта, либо протестовать и добиваться запрета сериала… Но это отчетливо напоминает борьбу с ветряными мельницами. Безусловно, от тех доходов, которые принесет показ «Школы» и запуск одноименной социальной сети, никто добровольно не откажется.
Поэтому хотелось бы обратиться в первую очередь к самим ребятам с просьбой оценивать все происходящее на экране с позиций здравого смысла и не становиться заложниками «авторского видения», чтобы не превратиться в телезомби
А родителям необходимо знать, что такие фильмы нуждаются в обязательном совместном обсуждении, чтобы вы сумели донести до детей свой взгляд на события и героев фильма и не отдавали формирование мировоззрения своих ребят на откуп людей, пытающихся решить собственные психологические проблемы за счет подростков всей страны.
В связи со всем вышесказанным, очень хотелось бы напомнить создателям проекта о задекларированных целях сериала: обращение общественности лицом к школьным проблемам.
Господа, ваша цель уже достигнута. Все последующие шаги (показ новых серий и тем более вынос сериала в Интернет) не оправдываются этими благими намерениями. Они будут банальной попыткой зарабатывания дензнаков за счет деформации психики и мировоззрения подростков.
Но помните: именно эти дети, воспитанные сегодня в концепции «все вокруг уроды» — те самые люди, которые будут у власти через несколько десятков лет. И вот по этому поводу действительно становится страшно.