«Воин Севера»: как познакомиться с жанром «уся» в кино?

Реклама

Вы можете себе представить, что финны и китайцы объединились, и в результате у них получилось что-то хорошее? Я бы, например, засомневался. Если бы не видел фильм «Воин Севера» («Jadesoturi"/"Jade Warrior»), снятый в 2006 году финским режиссером Анти-Юсси Аннила.

Вот уже второй раз пересматриваем этот замечательный фильм, который совмещает в себе грацию, легкость и невозмутимость китайских мастеров восточных единоборств и холодный, полный северной мистики финский эпос «Калевала». Это действительно отличный и уникальный во всех отношениях образец финско-китайского фэнтези. Несмотря на свою, вроде бы, законченность, фильм заставляет каждого задуматься о своем и оставляет много вопросов без ответов. На мой взгляд, это по-настоящему оригинальный фильм, который стоит посмотреть и иметь в своей коллекции.

Реклама

В сюжете фильма тесно переплетаются жизни легендарного героя Вяйнямёйнена и современного финского кузнеца Кая, который вот уже несколько лет видит во сне прекрасные ландшафты, великие битвы и древних прославленных воинов.

Возможно, именно это, может, желание угодить девушке, а может, зов крови и память предков привели к тому, что он начал учиться кузнечеству. Но уединение среди болот и необъяснимые фантазии совершенно не радуют его возлюбленную, и она решает покинуть город, сдав перед этим его кузнечные принадлежности в антикварную лавку с загадочным названием «Сангфу».

«Сангфу — это тибетское слово, по-монгольски это звучит „Сампо“. По легенде, мельница была сделана в качестве свадебного выкупа, но потом она разбилась. Кусочки разбросаны повсюду. Хорошее название для антикварного магазина.»

Реклама

Владелец магазина Олеф Берг уже почти 10 лет исследует финский эпос «Калевала», пытаясь разгадать легенду о Сампо. Случайно, перебирая принесенные Ронни вещи, он выпачкивает руки в порошок (перемолотые в пыль волосы и ногти Кая), который используется при ковке.

Работая в секретной комнате под магазином, изучая найденный несколько лет назад удивительный искусно сделанный из неизвестно сплава короб, Берг прикасается к верхней изрезанной неким рисунком грани. От прикосновения срабатывает механизм, который должен открыть загадочный «подарок», найденный на востоке Карелии в одном из захоронений, датируемом XIX веком до н.э.

Боясь, что его догадка не верна, Олеф отправляется в гости к кузнецу Каю и предлагает вернуть ему вещи в обмен на волосы и ногти. Кузнец, удивленный таким предложением, соглашается, но, к сожалению, и этого оказывается недостаточно, чтобы загадочный механизм полностью сработал и короб открылся. И тогда исследователь идет на последний решительный шаг, который изменит не только его жизнь. Он везет короб к кузнецу и делится своими догадками, предполагая, что на самом деле демон из легенд не был убит Вяйнямёйненом, сыном кузнеца, поэтому Кай является его очередной реинкарнацией, а значит, может открыть «замок».

Реклама

Согласно легенде, короб может открыть только сын кузнеца, и только в «минуту наивысшего отчаяния, когда утрачена последняя надежда». Понимая, что в его жизни наступило именно это мгновение Кай прикасается к загадочным письменам и открывает короб…

Рассказывать про сам фильм можно долго, но я не стану этого делать, потому что каждый увидит в нем свое, каждый найдет свои вопросы и ответы.

Я не кинокритик, однако хотел бы высказать свое мнение по поводу самого фильма. Томми Эронен (Синтай Син По/ Кай Пельколин), Маркку Пелтола (Олэф Берг), Чжан Жинчу (Пин Ю), Криста Косонен (Роня), Элле Куль (Мария, коллега Берга), Ченг Тайшень (демон) и даже Дан Хао (оруженосец Чо) — каждый из них «на своем месте», и складывается впечатление, что эти роли были написаны именно для них. Не зря Анти-Юсси Аннила говорил, что Томми Эронен оживил своего героя и тот будто бы сошел со страниц легенды.

Реклама

Несмотря на то, что для многих актеров и членов «администрации» картины этот широкоформатный фильм был дебютным, сделан он очень качественно, красиво и захватывающе. Чего только стоят бои между героями, полные грации, взаимоуважения, драйва и непредсказуемости исхода, похожие больше на танец, чем на смертельный поединок…

Их разговоры, заставляющие задуматься о своей жизни, о жизни вообще, о судьбе, о фатуме, о предназначении… Благодаря великолепной работе оператора и прекрасной игре актеров, можно не только услышать, что говорят герои. Можно увидеть и даже почувствовать, что они хотели сказать, однако не могли, что они чувствуют, и какие эмоции и переживания их переполняют.

Реклама

Анти-Юсси Аннила со всей серьезностью подошел к созданию этой картины, и ему это удалось, в том числе и благодаря композиторам Киммо Похьонена и Самули Косминеном (создавшим уникальный саундтрек, который вполне мог бы стать музыкальной версией финской «Калевалы»), а также хореографу-постановщику зрелищных боев Юй Янь Кая. Нельзя умалять и заслуги Тимо-Пекко Ниеминена, Лассе Килпиа и Иккой Хессе, которые не только смонтировали фильм, но и создали великолепные спецэффекты, подчеркивающие великолепие картины.

В завершение могу лишь сказать, что не только поклонники жанра «уся» (вуксия — жанр китайского приключенческого фэнтези, в котором особое внимание в основном уделяется восточным единоборствам, в частности ушу; «ушу» — восточное единоборство, «ся» — рыцарь) смогут насладиться этим фильмом, но и любители мифов, философии и просто хороших фильмов, а также почитатели красивых историй о вечной любви.

Реклама