Хиросима и Нагасаки: ядерный Армагеддон. Ошибка не повторится?

Реклама

64 года назад американский полковник Тиббетс сбросил на Хиросиму атомную бомбу. На борту самолета он написал имя своей матери — Энола Гэй.

Это произошло 6 августа 1945 года в 8.15. Почему первой мишенью для атомного удара выбрали Хиросиму? И была ли военная необходимость устраивать этой маленькой стране ядерный Армагеддон, если Япония и без того стояла почти на коленях?

Мнение военных историков относительно этого вопроса неоднозначно. Некоторые утверждают, что такая необходимость была. Мол, если бы США вступили в наземные бои, то японские вояки забрали бы с собой в могилу сотни тысяч американцев. Потомки самураев без боя не сдавались. Вспомним летчиков-смертников (камикадзе), которые, как гром с ясного неба, несли смерть американским кораблям. И в самом деле, после атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки император Японии сразу же подписал акт о капитуляции.

Реклама

Другие историки возвращают нас к дате, ставшей для Америки символом трагедии и национального унижения, — 7 декабря 1941 года. В этот день японские воздушные и морские силы нанесли неожиданный сокрушительный удар по главной американской базе на острове Оаху в Тихом океане — Перл-Харбору. За несколько часов ада были уничтожены и повреждены десятки кораблей, 347 самолетов, погибли свыше двух тысяч моряков.

Многие из ветеранов вооруженных сил США вспоминают, что, узнав о ядерном ударе по Хиросиме, у них поневоле вырвалось из уст: «Это им за Перл-Харбор!» Есть свидетельство, что Хиросима стала первой мишенью именно из-за того, что приписанные к ее порту корабли принесли самые ощутимые потери американцам, и из этого города было много камикадзе.

Реклама

И все же большинство историков склоняются к мнению, что основным мотивом для президента Трумена было желание показать, кто в мире хозяин. В первую очередь — СССР. Уже через 12 дней после Хиросимы Трумен послал Сталину письмо с просьбой-требованием предоставить США один из Курильских островов для авиационной базы. Сталин не поддался на ядерный шантаж. Возможно, этот день и следует считать началом холодной войны? На следующий день после бомбардировки Хиросимы Сталин поручил Берии возглавить проект по созданию атомной бомбы. И ее испытание состоялось 29 августа 1949 года.

А теперь некоторая хронология подготовки и осуществления атомного удара по Японии. 16 июля 1945 года американцы осуществили испытание атомной бомбы. Ее загрузили на тяжелый крейсер «Индианаполис», взявший курс на остров Тиниан. После разгрузки бомбы он вышел в море и через два дня был потоплен японской подводной лодкой. А если бы это произошло на несколько дней раньше? Лежал бы ядерный кошмар на дне океана.

Реклама

Открыть новую атомную эру в истории выпало экипажу самолета В-29 под командованием полковника Тиббетса. Американцы склонны к сантиментам: бомбу весом 5 тонн назвали мягко «Малыш». А командир экипажа сделал на борту самолета надпись «Энола Гэй» — это имя его матери. Тиббетс и через десятки лет после бомбардировки писал, что он никогда не чувствовал угрызения совести. Перед вылетом экипаж посетил церковь. Неизвестно, молились ли летчики за души тех, кто должен был вскоре умереть страшной смертью.

Командование США разрабатывало разные варианты развития событий. Саму бомбу привели в боевое состояние, когда самолет подлетал к Хиросиме. Не исключалось, что самолет могут сбить, а пилоты попадут в плен. Каждый член экипажа имел ампулу с цианистым калием. В-29 шел на цель не один. Впереди летели три разведчика погоды, самолет с аппаратурой для определения параметров взрыва и специальный самолет для фотосъемок. Японская ПВО проворонила налет вражеской стаи. Ни одного японского самолета в небе, ни одного выстрела зениток. Хиросима лежала под самолетом беззащитная и обреченная. «Энола Гэй» спокойно сбросила свой страшный груз.

Реклама

Бомба «Малыш» мощностью 20 000 килотонн тротила взорвалась на высоте 600 м. Один из членов экипажа, капитан Роберт Льюис, в тот же день по горячим следам сделал несколько записей в дневнике. Вот некоторые: «Вспышка была ужасной. Через 15 секунд мы почувствовали два сильных удара — до самолета дошли турбулентные потоки. Мы развернули машину так, чтобы можно было видеть последствия взрыва. Люди горели, как свечи… Все в самолете потеряли дар речи. Грибовидное облако было видно и через полтора часа обратного полета, на расстоянии 400 миль. Боже! Что мы наделали! Сколько же людей мы убили!»

Льюис еще не знал, сколько людей погубил «Малыш». В Хиросиме сразу погибло около 100 тыс. человек. В Нагасаки — 73 тысячи. Но от лучевой болезни люди умирали десятки лет. Сегодня в «атомном списке» — более 230 тыс. имен.

Реклама

Если Тиббетс не переживал за то, что он натворил по приказу командования, то ученые поняли, какого страшного зверя выпустили на волю. Еще в августе 1944 года, когда атомный проект подходил к завершению, Нильс Бор добился аудиенции у Рузвельта. Ученый доказывал, что атомную энергию следует использовать в качестве средства примирения с большевистской Россией, но не нашел понимания. В беседе с Черчиллем его постигла еще большая неудача. Черчилль, слушал Бора около получаса, а затем прервал беседу, не сказав ни слова.

После Хиросимы некоторые американские ученые и инженеры сознательно передавали секреты атомных технологий разведке СССР, считая, что этим обеспечат паритет сил и не допустят ядерной войны. 21 марта президент Трумен выдал декрет о лояльности. В соответствии с ним все государственные чиновники, в том числе и ученые-ядерщики, должны были проходить полицейскую проверку на благонадежность.

Началась беспрецедентная гонка вооружений. Подсчитано: ядерного оружия уже столько, что все живое на Земле можно уничтожить сотни раз. Теперь же есть реальная угроза, что ядерное оружие может попасть в руки религиозных фанатиков и террористов.

В Хиросиме разбит парк, где горит вечный огонь. А на памятнике жертвам ядерного монстра вычеканена надпись: «Спите спокойно — ошибка не повторится».

Реклама