Что такое живопись на пленэре? Советы дилетанта

Реклама
Грандмастер

Моя подружка очень любит, когда я дарю ей свои картины. Конечно, это слишком громко сказано, но она почему-то уверена, что со временем она станет богатой, благодаря этим работам. А так как скоро у нее день рождения, значит надо браться за кисти.

Передо мной стол, накрытый скатертью. Синяя ваза с фруктами, посуда, кувшин с цветами. Я набросала все это в карандаше и уже хотела приступить к работе красками, но задумалась. Стала присматриваться в который раз к натюрморту. Обратила внимание на глухие тени в складках ткани, белесые разводы на керамике и стекле, холодные блики от окна.

А за окном был погожий весенний денек. И я решила перенести стол со всеми предметами на лужайку около дома. Когда взглянула на натюрморт, то поразилась, насколько он «посвежел»: исчезли серые нейтральные тона, тени стали прозрачными, краски засветились, возникли многочисленные цветовые нюансы, веселые блики. Натюрморт словно ожил, задышал. Потому что оказался на пленэре, то есть под открытым небом, в природной воздушной и световой среде.

Реклама

Если в помещении для занятий рисованием освещенность ограничена и обусловлена размерами окон, а на световое и цветовое состояние влияет окраска стен, потолка, всевозможных предметов, то на пленэре все гораздо сложнее. Ведь погода бывает разная и меняться может быстро. Каждое время дня имеет свои особенности: в июле они одни, а в августе другие. Неодинаковы нюансы пленэра в поле, степи, лесу, у моря, в городе.

Было время, когда художники, изображая сцену, происходящую на открытом воздухе, или пейзаж, писали людей и предметы так, словно те находились в помещении, при этом основной целью было передать материальность фактуры, локальный цвет, объем. Художников не смущала условность. Например,

Реклама
пейзаж делили на три плана: ближний — коричневый, средний — зеленый, дальний — голубоватый. При этом учитывались особенности восприятия теплых и холодных красок; первые как бы приближаются, вторые удаляются, создавая впечатление глубины пространства.

Реклама

Не надо путать живопись на пленэре с пленэрной живописью. Ведь можно писать на открытом воздухе так, словно работа идет в полутемной мастерской, — скучно, вяло, невыразительно. Другое дело — живопись, передающая вибрацию воздуха, мерцание света, игру красок. Живопись, которая воплощает движение, охватывающее красоту природы от мельчайшей травинки до широких рек и высоких облаков. И если такая живопись счастливо сочетается с глубиной замысла художника, его душевным порывом, то успех обеспечен.

У каждого предмета своя «среда обитания». Есть, конечно, и такие, которым почти всюду уместно присутствовать: где человек, там и они. Так, плееры и мобильники стали теперь вездесущими (их звуковые ритмы можно услышать где надо и не надо). Однако в глухом лесу было бы странно встретить книжный шкаф или пианино. Не менее удивительно обнаружить в жилой комнате замшелый пень, усыпанный опятами, или грядку с огурцами. По крайней мере, это нетипично.

Реклама

Писать на пленэре желательно предметы, для него характерные. Если предметов несколько, то это уже натюрморт. Натюрморт может быть двух типов: один — составленный в соответствии с избранной темой, другой — естественный, «подготовленный» самой природой. Но и готовый нужно отыскать, выбрать удачную точку обзора, самое подходящее освещение, решить, целиком его изображать или частично, показывать ли предметы, которые видны на дальнем плане, или заменить их условным фоном.

Например, А. Пластов написал освещенные солнцем подсолнухи на фоне ясного неба. Все в желтых бликах и голубых тонах. В большинстве жанровых произведений Пластова натюрморту отведено далеко не последнее место. Вспомните «Жатву», «Ужин тракториста», «Летом».

Реклама

Стоит оказаться на природе — и вы найдете массу предметов, которые так и просятся на бумагу или холст. Садовые, полевые и лесные цветы, травы (как чудесно их писал Иван Шишкин!), камни и ветви деревьев (вы, конечно, помните этюды А. Иванова), замшелые пни, сухой валежник, лукошко с грибами, овощи и ягоды, зеленеющие и краснеющие на грядках. Все эти предметы замечательны сами по себе и более чем достойны «персонального» изображения. Но они вполне могут быть составной частью пейзажа или жанровой картины.

Нередко пейзаж или жанровая сцена лишь дополняют натюрморт. Например, в картине А. Лентулова «Овощи» на первом плане изображена бочка с глиняным кувшином, дощатый пол с кочанами капусты, красным перцем и другими овощами. А дальше зеленеет луг, видны сиреневые горы с далекими облаками на фоне синего неба. Теплые блики чередуются с холодными отсветами неба. Чувствуешь, что капуста свежа и если ее тронуть, то звонко захрустит, что перец и редиска упруги и ароматны.

Реклама

Мартирос Сарьян написал свой «Осенний натюрморт» на фоне гор. Он как бы царствует над долиной, прославляя щедрость природы: ведь эта фруктовая россыпь не меньшее чудо, чем величественная вершина. Чтобы получился красивый натюрморт, нужно найти удачный формат картины, высоту горизонта, композицию. Все части картины должны быть уравновешены, чтобы не возникало чувства перегруженности в одном углу и пустоты в другом. Конечно, все эти овощи можно принести домой и добросовестно, неспешно запечатлеть. Но содержание картины ее смысл будет абсолютно иным. Большое искусство — найти в природе готовый натюрморт. И не меньшее — самому его составить.

Свойства нашего зрения таковы, что при сильном освещении мы плохо воспринимаем форму, и особенно окраску предмета. Поэтому многие художники предпочитают писать в пасмурную погоду или располагаться в тени, тогда наиболее полноценно воспринимаются даже самые тонкие цветовые нюансы.

Реклама

Особенности пленэра, а точнее конкретной географической среды, в той или иной степени влияют на язык живописи и графики. Как, например, объяснить, что для живописи Китая и Японии характерна слабая прорисованность дальних планов? Почему в живописи этих стран художники веками так искусно пользуются тушью и акварелью, передавая тончайшие оттенки тона и цвета? А, например, в миниатюрах Ирана четко показаны подробности. Такие характерные различия пейзажей можно объяснить климатическими условиями этих стран. В Японии климат влажный, в воздухе много водяных паров, дали тонут в дымке, в тумане, в пелене дождя. Влажный воздух помогает писать тушью или акварелью в технике рисования

«по сырому», благоприятный для достижения тончайших, едва заметных переходов одного цвета в другой. На юге климат сухой, воздух прозрачный, даль видна ясно, что в какой-то степени и предопределило особенности художественного языка, прочно вошедшие в традицию.

В странах умеренного климата освещение намного благоприятнее для живописи на пленэре. Недаром акварель достигла столь блестящего развития именно в туманной Англии. Но зато при хорошем солнечном освещении на холст просится настоящее буйство красок. И мне вдруг захотелось нарисовать разбросанные по траве ярко-желтые одуванчики.

Думаю, что этот рисунок, в котором так много солнечного света, понравится моей подруге.

Реклама