Третий звонок
— Когда у Вас возникла идея создания собственного радиотеатра — со студией и творческим потенциалом?
— Когда закрыли проект на радио.
— Скажите, а Ваш мастер, Александр Михайлович Вилькин, помогал Вам, поддерживал?
— Ну, начнём с того, что он помогал мне в моём дипломном спектакле и даже сыграл там одну роль. Я обязан ему многим — он дал мне знания, за которыми я пришёл, потом я работал у него в театре, он помогал мне и словом, и советом. Я вдвойне благодарен ему за то, что он принимает участие в моих радиоспектаклях. Знаете, так странно смотреть, как мой любимый, уважаемый мастер, крепкий профессионал очень волнуется перед микрофоном. Он ведь у Любимова отработал четверть века актёром, играл знаменитый «Обмен» по Трифонову — вся Москва ломилась. Я очень дружу и с ним и его семьёй, смотрю его спектакли…
Наверное, это самый правильный путь, когда люди, к которым ты относишься с трепетом и уважением, да всё стесняешься, что краснеешь и чуть ли не теряешь дар речи — такое слово симпатичное есть — пиетет — на следующем этапе становятся твоими союзниками, помощниками и друзьями. И вы, даже не верится — уже вместе равноценно работаете, движетесь к выбранной цели. Так становишься увереннее в своих силах, сильнее, и не так страшно оглядываться назад — не метит ли там кто лишним помидором в затылок…
— Каким был ваш первый «взрослый» радиоспектакль?
— Первым был «Квадратурин» — он вышел на «Радио России». Мы сделали 40-минутный спектакль по Сигизмунду Кржижановскому, где от автора замечательно сыграл Олег Шкловский, я на тот момент как раз с ним познакомился.
— А дальше?
— Дальше — «Солярис» Станислава Лема, но этот спектакль уже для радио не предназначался — это мр3 диск, спектакль длится 3 часа 46 минут.
— Почему «Солярис»?
— А потому, что очень многие режиссёры, кому предлагалось взяться за эту работу, отказались. Как раз пришло время, когда аудиокниги стали «выдыхаться» — представьте, за два сезона было сделано пять «Мастеров и Маргарит» — стало понятно, что нужно искать другой путь. И вот раздался звонок спустя год после «Марусиных сказок» — издательство с правами на инсценировку этого романа искало другие формы…
Я предложил сразу на роль Снаута взять Армена Борисовича Джигарханяна. Это было встречено с большим энтузиазмом, другое дело, что он очень занятой человек. Тем не менее, результат налицо — он сыграл блестяще. На третьей сессии он мне вдруг сказал: «А, так Андрей (
А на роль Сарториуса я предложил Алесандра Георгиевича Филиппенко, который за одну сессию сыграл свою роль, и это был уже настоящий опыт.
— И всё же, почему с таким энтузиазмом, да за такую сложную работу?
— Я взялся за этот спектакль, потому что роман потрясающий. К тому же, я обожаю Андрея Арсеньевича Тарковского и его фильмы, хотя это — совершенно другое. Он ведь писал оригинальный сценарий, я же от романа не отошёл. Для меня как для режиссёра это была история не фантастическая. История была о том, что, что бы ни происходило между этими двумя людьми, оно всё равно умирает (если один из них другого предает), именно про это, я считаю, и написан роман. С этой точки зрения шла работа и подбирались актёры. Главную роль сыграл очень хороший актёр, мой приятель Владислав Ветров (театр «Современник»), Хари сыграла Таня Шпагина из подмосковного театра. Что и говорить, работа удалась, я доволен. Кстати, спектакль прошёл на «Радио России», там его в течение двух месяцев крутили, разбивая на части. Вообще же, он продаётся на диске…
— А дальше?
— Дальше я пришёл к мысли о собственной студии, и начал предпринимать шаги, издал в другом уже издательстве «Марусины сказки», поставил на радио «Культура» спектакль по повести братьев Стругацких «Отель у Погибшего альпиниста»…
— Прослеживается определённый вкус…
— Скорее, так: сценарий был написан году так в 2001-м, я уже тогда начал прощупывать любимые мною с детства произведения, которые могли бы быть оформлены как аудио-спектакли. «Отель» в этом смысле годится просто идеально, потому что он весь от первого лица, он весь «камбэк» — то есть человек вспоминает историю многолетней давности, и не в последнюю очередь для меня важно то, что он говорит о совести. Фантастика 60-х, вот ведь странно тасуется колода, тот же «Солярис» и произведения Стругацких — возможно, единственные на сегодняшний день в советской литературе, не считая Шукшина, Трифонова и нескольких других реалистических авторов — говорили о том, что сейчас пропало. О совести, о чести, обо всём том, что побеждает только в сказках. И, как видите, сценарий дождался своего часа. В этой работе занят замечательный артист Валентин Гафт, который согласился, как только услышал — «Стругацкие?!». Ему это было очень приятно, и он записал свою роль… ну, очень хорошо — это ничего не сказать, смешно про таких актёров говорить, «очень хорошо». Блестяще сыграл. И как потом оказалось, это было только начало совместной работы с Валентином Иосифовичем…