Оказывается, в то время уже применялись и вазы, но не похожие на современные, так как сверху они были испещрены отверстиями для цветов, о чём свидетельствуют находки при раскопках.
У греков почитаемыми растениями были маслиновые и лавровые деревья, поэтому их ветви в торжественных случаях вручались в знак почтения и уважения выдающимся и прославленным людям. А уж на свадьбах и других торжествах они украшали свои головы венками.
Так же поступали и жители Индии, Персии и других стран Востока, только они отдавали предпочтение длинным гирляндам. Кстати, обычай этот сохранился у них до настоящего времени. Римляне тоже чествовали дорогих гостей венками, сплетёнными из различных вьющихся растений и цветов.
С необыкновенной пышностью, превосходившей даже восточную, украшали цветами свои храмы древние жители Америки — племена ацтеков, инков и майя.
В разных местах земного шара археологи находят вазы — предметы домашнего обихода людей, живших тысячелетия назад. Часто на таких сосудах изображены растения, цветы или праздничные процессии людей с гирляндами и венками в руках.
В более позднее время, в XVI-XVII столетиях, распространёнными были весенние празднества, которые устраивались на открытом воздухе. Молодые люди плели венки из весенних цветов, танцевали под деревьями, увитыми пёстрыми лентами. С незапамятных времён сохранился такой красивый обычай и в Молдове. Девушки, собираясь на хору, молдавский танец, прикладывают цветок к волосам, а юноши продевают его в петлицу или прикалывают к шляпе, а то и просто приспосабливают за ухом.
Со временем люди научились составлять букеты и использовать их как украшение. Слово «букет» происходит от французского «bouquet» и означает «красиво собранная группа цветов». В Европе букет как праздничное украшение появился в
И намного позже, лишь в XIX веке, букеты вошли в моду в качестве подарка, а вместе с ними стали печатать брошюры с описанием цветов и вариантами составления букетов. И сразу возникла проблема красивого оформления букета и способов его дарения. Тогда и придумали портбукеты, представляющие собой картонную воронку, украшенную тюлем, кружевами и мхом. Со временем портбукеты стали делать различных размеров, в том числе очень маленькие, покрытые золотом и серебром.
А затем додумались и до цветочных корзин и плато (то есть подноса). На них устанавливали проволочный каркас, покрытый зелёным мхом, а поверх всего строили цветочные композиции из живого и сухого материала. Этот приём сохранился до наших дней, и мы успешно используем основу идеи для конкурсных букетов.
И, конечно же, нельзя не упомянуть об искусстве построения цветочных композиций, которое известно как икебана. Есть мнение, что название произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок).
Всеволод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет:
«Иногда иероглифы «икебана» дословно переводят как «живые цветы» или как «цветы, которые живут». Но и это определение нельзя назвать исчерпывающим, так как первый слог «ике» не только означает «жить», но и является формой глагола «икасу», который значит «оживлять, выявлять». Поэтому выражение «икебана» можно перевести как «помочь цветам представить себя».
И хотя распространено мнение, что это японское искусство, однако некоторые искусствоведы утверждают, что в
Икебана — это особое мастерство построения букетов по определённым правилам. Для создания цветочных композиций принято было использовать не только цветы, но и веточки сосны, бамбука, сливы и вишни, а также плоды, кору, семена, камень, дерево, стекло, металл. Это помогало выражать красоту природы, её жизнеутверждающую силу.
Японцы настолько серьёзно относятся к этому искусству, что даже в японских средних школах обучают «языку цветов» — аранжировке букетов как одной из форм искусства вместе с каллиграфией и живописью. Вообще нужно сказать, что любая японская композиция индивидуальна, гармонична и выразительна. Даже из одного цветка японец может создать композицию — символ тишины и покоя.
Очень точно искусство создания букета — икебаны — описала поэтесса Маргарита Алигер:
Берёт японец ветку вишни
В жемчужно-розовом цвету,
Срезает всё, что видит лишним,
Что нарушает красоту.
И острый нож кромсает, мучит
Живую зелень, нежный цвет,
Но он становится всё лучше,
Неповторимей тот букет.
Он как японская картина,
Он словно утренний рассвет:
Светло и ярко, и едино,
И лишних красок в гамме нет.
Шло время, но добрая культурная традиция составления букетов продолжала развиваться и совершенствоваться. Сегодняшний букет поражает нас не только гармоничным сочетанием красок, линий и форм, но и образностью, философским отражением жизни.
Что еще почитать по теме?
Как составить букет по правилам?
Букет. Как составить и сохранить?
Букет цветов: внимание, любовь! Как сохранить цветы свежими на долгое время?