Как превратить разбитую посуду в произведение искусства?

Реклама

Мы живем среди суеверий. Мы все знаем, что посуда бьется к счастью, но пользоваться битой посудой — нельзя. А потому разбившийся любимый чайник, да еще из фарфора, да еще если он — бабушкино наследство, счастья никак не прибавляет. Чайник с грустью выбрасывается…

Зато японцы, не прислушиваясь ни к каким приметам, нашли выход из положения, причем аж несколько веков назад.

Kintsugi — японская традиция склеивания битой посуды. Эта традиция ведет начало с конца XV века. Тогдашний сегун по имени Асикага Есимаса, был настоящим ценителем хорошего чая и любителем искусства чайной церемонии.

Согласно легенде, этот самый сегун получил из Китая прекрасные чайные чаши, которые — вот беда! — в дороге разбились. Расстроенный сегун велел отправить их обратно в Китай на реставрацию. Китайские реставраторы — люди практичные, а потому их решение было просто и безыскусно: они скрепили куски чаш обычными металлическими скобками. Результат выглядел плачевно, и еще более опечаленный сегун призвал на помощь мастеров

Реклама
Японии, которые и придумали новый способ склеивания разбившейся посуды и назвали его «искусством золотого шва».

Японские мастера подошли к делу не только с эстетической стороны, но и с философской. А философия «ваби-саби» говорит о том, что красота — повсюду, даже в том, в чем ее, на первый взгляд, нет, и что в красоту можно превратить все, что угодно. Даже такой безнадежный предмет, как осколки чайных чаш.

Реклама

С одной стороны, зачем же такое топорное решение, как скобки? А с другой, какой смысл склеивать чаши так, будто бы с ними ничего и не случалось? Пусть вся история похождений чаши будет написана на ней самым явным образом! Японские мастера нашли удивительный выход из положения: осколки склеивались при помощи клея и золотой пудры! Шов вовсе не скрывался, а наоборот, представал во всем золотом блеске, превращая просто посуду в произведение искусства и повышая ее стоимость.

Для приготовления клея применяли urushi — сок лакового дерева rhus vernicifera. Сок этого дерева густой и вязкий, и как основу для клея его использовали с незапамятных времен. У каждого мастера был свой, особенный, рецепт клея, который бережно хранился в семье и передавался из одного поколения в другое.

Реклама

Мастера пошли еще дальше: если у разбитой вещи не доставало фрагмента, его заменяли сходным по форме куском совершенно другого цвета и фактуры. Изделие не просто получало новую жизнь, но становилось уникальным предметом.

Чем старше была посуда, отреставрированная в технике kintsugi, тем она была дороже. Техника быстро стала настолько популярной, что многие нарочно разбивали свои фарфоровые изделия, чтобы иметь возможность украсить их золотыми швами. Как следствие, так же быстро появились и подделки: низкого качества клей, поддельная золотая пудра, неаккуратная работа…

В настоящее время техника kintsugi используется не только для реставрации поврежденных предметов, но и в декоративных целях для украшения картин, скульптур и даже ювелирных украшений.

Что еще почитать по теме?

Дулёвский фарфор: как он появился и в чем его своеобразие?
Какой керамикой гордится Ростов Великий?
Бывает ли посуда съедобной?

Реклама