На улице голосят петухи, носятся разномастные собаки, старик у самой дороги колет дрова, мамаши прогуливаются с нарядными малышами, бабоньки на берегу полощут белье. А из воды поднимается колокольня, напоминая о том, что историческая часть Калязина затоплена в 1940 г. при строительстве Угличского водохранилища.
Эта колокольня — все, что осталось от некогда знаменитого Свято-Троицкого Макарьевского монастыря, основанного в первой половине XV в. А оставлена она была… в качестве вышки для парашютистов.
В «Житии святого Макария» описывается, откуда взялось название города: боярин Иван Коляга задумал убить преподобного, но тут на семью его обрушился мор, погубивший всех ее членов. Раскаявшись, боярин принял постриг, и пустынь стала именоваться Колязино «от имени означенного Коляги, владетеля земель, поступивших в обитель его».
Впрочем, существуют и иные версии. Одна из них, например, объясняет название происхождением от угро-финского слова «кола» (рыба). Но раньше поселение называлось «Николой на Жабне». Первое упоминание о нем относится к 1238 г. и связано с трагическими обстоятельствами — сожжением татаро-монгольским войском. Но по археологическим данным, первые поселения угро-финнов, а затем и славян-кривичей здесь были еще в
Троицкий мужской монастырь имел большую славу, со всех концов Руси шли в него богомольцы, преподобный Макарий еще при жизни считался чудотворцем, исцеляющим от недугов, а в 1547 г. он был причислен к лику святых. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, приходил к нему за благословлением. В «Хожении за три моря» он написал: «…Поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной… и у игумена благословив у Макария… И с Колязина поидох на Углеч… на Кострому…».
Елена Глинская привозила к мощам старца своего младенца Ивана, который и сам, уже став Грозным, не раз наведывался сюда, и в один из приездов подарил братии рукописное Евангелие. Борис Годунов посещал монастырь и вручил серебряную раку для мощей.
Здесь располагалась ставка М.В.Скопина-Шуйского, разбившего польско-литовское войско в 1609 г. Интервенты не забыли о своем поражении и через год разорили монастырь, изринули святые мощи из раки, разрубили ее и увезли.
Позже Макарьевский монастырь принимал у себя царский двор: Марию Милославскую и патриарха Никона с полной свитой, спасавшихся от мора в Москве. С ними прибыли искусные мастера и мастерицы, у которых местное население быстро переняло ремесло. Вскоре калязинские кружева стали знамениты не меньше вологодских, а иконостасы, изготовленные в артели Шушкиных, выставлялись в Европе, в частности, в Париже.
Кустари особенно успешно занимались валяльным производством (через века
Петр I доходил до Калязинского монастыря с «потешным» войском. Екатерина II, побывав здесь, дала здешним трем слободам статус уездного города. Александр II еще до вступления на трон приезжал и едва не утонул, переправляясь на перегруженном пароме.
Неприятности постигли в Калязине и
Народ по этому поводу сложил предание, что француз был без памяти влюблен в жену царедворца и, оказавшись в России, кинулся за ней в поместье, куда красавица была отправлена ревнивым супругом, но не застал, т.к. она на ту пору отъехала в гости к соседям.
То, что это не согласуется с мнением самого А. Дюма, описавшим свое путешествие в «Путевых впечатлениях в России» («Дорога в Елпатьево»), калязинцев ничуть не смущает. Как и то, что нет документальных свидетельств пребывания в здешних краях
Зато доподлинно известно, что в Калязине бывали
После революции 1917 г. Троицкий монастырь был закрыт (1920) и в нем расположились советские ведомства,
Тихий городок, население которого составляет менее 16 тыс. человек, с колокольней, устремляющейся ввысь из водной глади. Многие любуются ее изяществом и красотой, а у меня сжимается сердце при каждом взгляде, потому что напоминает она памятник на могиле утопленного монастыря, некогда столь знаменитого…