Каковы были помещичьи нравы в ХVIII веке?

Реклама

В ХVIII веке дикие нравы повсеместно царили как в императорском дворце столицы и особняках вельмож, так и в дворянских усадьбах. Это считалось обычным делом — жестоко обращаться с крепостными, унижая их человеческое достоинство.

Крупный помещик В. В. Головин в своем имении по утрам обычно выслушивал доклады. Однажды ему донесли, что ночью одна из его любимых кошек попалась в капкан, позарившись на рыбу, предназначенную для господского стола. Барин похвалил слуг за спасенную рыбу и повелел сослать преступницу, не зная, что ее уже задушили. Головин отдал распоряжение: впредь семь хозяйских кошек следует привязывать к столу, для чего к нему изготовить недостающие ножки, чтобы их было семь. К каждой кошке велено было приставить особую женщину с поручением следить за ними и не позволять мешать барскому покою.

Реклама

В этом имении семейные трапезы часто состояли из сорока блюд, каждое из которых готовилось отдельным поваром, лично подававшим к столу свое изделие и получавшим за него господскую оценку.

Перед сном хозяин строго приказывал сторожам:

«Не спите до зари, обходите дом, прилежно стучите в колотушку, трубите в рог, трещите своими трещотками, бейте в набат. По углам не зевайте, смотрите, чтобы птицы не летали и не кричали, маленьких детей не пугали, барской штукатурки не клевали, на крышах не сидели и по чердакам не летали».

Как только барин засыпал, поднимался такой невероятный шум трещоток, колотушек, ударов набата, что помещик просыпался и уже не мог больше заснуть. Тогда он повелевал катать его в кресле на колесах и махал руками, отгоняя злых духов.

Реклама

Одна барыня, садясь хлебать свои любимые щи из баранины, заставляла тут же при себе пороть кухарку все время, пока продолжался обед. Женщину избивали не за плохо приготовленную пищу, а ради удовольствия помещицы. Крики и стоны избиваемой усиливали аппетит и придавали радость застолью.

Однажды княжна Дарья Голицына с радостью встретила приехавшего к ней в имение гостя и обратилась к нему со следующими словами: «Какое счастье, что вы меня посетили! А то я со скуки хотела уже приказать пороть моих мужиков».

Отличавшийся своими чудачествами уральский промышленник Демидов как-то пригласил высокопоставленную особу на званый пир, но получил сообщение, что тот не сможет прийти. Тогда хозяин за праздничным столом на место, предназначенное не явившемуся гостю, усадил свинью и сам с поклонами прислуживал ей.

Реклама

Брат Бирона завел себе целый гарем, куда девиц ему доставляли силой, а только что родивших женщин заставляли грудью кормить щенят.

Помещик Ефимов велел жене своего дворового грудью выкармливать двух щенят. Муж этой женщины не вынес такого издевательства и утопил хозяйских щенят, за что ему по приказу барина жгли ноги, поставив босиком на раскаленные уголья.

Хрестоматийный пример жестокости помещицы Дарьи Салтыковой (Салтычихи) всем хорошо известен. Дарья придиралась по любому поводу: плохо вымыт пол, недостаточно чисто перемыта посуда, не так хорошо выглажена одежда, без усердия выполнена порученная работа. Любой проступок приводил к крайне жестокому наказанию. Она замучила, по официальным данным, около 150 человек.

Реклама

Такое обращение с крепостными было возможным при общем низком уровне культуры дворян. Цивилизованных дворян, мягко обращавшихся со своими крепостными, можно было пересчитать по пальцам. Уродливые, вызывающие отвращение нравы формировала абсолютная безнаказанность представителей имущего класса. Постоянно вспыхивали народные бунты локального характера, подавлявшиеся властями с небывалой жестокостью. Самым крупным ответом народа на такое положение вещей стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Реклама