Как живется кубинцам? Часть 2

Реклама

Вагоны без номеров и дороги без указателей.

Стоимость бензина в пределах Гаваны — 1 $ за литр (на начало 2008-го года), за пределами столицы — 0,5 $. Дизельное топливо стоит в два раза дешевле.
Основным городским транспортом являются автобусы, хотя численность их снизилась за годы, прошедшие с момента развала СССР, на 80%.

Стоимость проезда в городском автобусе — 10 сентаво (0,1 песо). Автобус останавливается через каждые четыре квартала, шофер объявляет остановку, если его предварительно об этом попросить.

Расписания движения нет. В час пик автобусы забиты до отказа, и войти в них чрезвычайно трудно. К слову, дороги Кубы лишены указателей. Вероятно, для того, чтобы шпионы, присылаемые для совершения тысячного по счету покушения на Кастро, не могли бы сориентироваться на местности.

Реклама

Есть междугородние автобусы, но ходят они очень плохо и всегда до отказа забиты. Если теснота и крепкий запах кубинских тел пассажира не смущает (помните — галантереи в стране отсутствуют, а с мылом дефицит!), то поездка обойдется в 1−2 песо.

В провинции в качестве автобусов часто используются старенькие грузовики, протрястись до места назначения в которых будет стоить также 1−2 песо.

Поезда на Кубе ходят крайне неаккуратно, и могут задерживаться на рекордные сроки — 10−20 часов, причем, подобное происходит регулярно, и перестало кого-либо из местных удивлять.

На вагонах отсутствует нумерация (путаем шпионов!). Стоимость проезда для кубинца из Гаваны в центр страны — 20 песо. Для иностранца — та же сумма, но… в долларах. То есть, гостю Острова свободы такая поездка обойдется в 20 раз дороже, чем аборигену.

Реклама

Авиаперелет из Гаваны в Сантьяго-де-Куба будет стоить кубинцу около 160 песо. Для туриста — в десятки раз дороже.

По дорогам страны колесят раритетные автомобили первой половины прошлого века, оставшиеся с дореволюционных времен и передающиеся в наследство из поколения в поколение. Создается впечатление, что переносишься в прошлое.

Передвигаются эти монстры 50-х медленно, вальяжно. Купить автомобиль невозможно. Вернее, теоретически такая возможность существует, если вы — известный писатель, музыкант или художник.

Выбор машин невелик — это, в основном, советские Жигули и Москвичи. Ввиду нехватки транспортных средств автостоп в стране поощряется на государственном уровне. Существует даже постановление, требующее от некоторых видов транспорта останавливаться и брать попутчиков при наличии свободных мест.

Реклама

Гордость острова.

Социальная сфера — это гордость Кубы. В стране ликвидирована всеобщая безграмотность, а обязательное образование — бесплатное.

Несмотря на дефицит во всем и тотальную экономию, ни один ребенок в стране не голодает. Все одеты, обуты. Техникумы и институты есть даже в отдаленных провинциях.

Все граждане обеспечены бесплатным и при этом чрезвычайно качественным медицинским обслуживанием. Детская смертность в три раза ниже, чем в России, а продолжительность жизни равна 76,8 годам, что заметно выше, чем в большинстве развитых капиталистических стран.

Сразу после революции Кастро провозгласил постулат о том, что расходы бюджета на образование и медицину не должны быть менее 10%. На сегодняшний день они составляют соответственно 15% и 12%. Всего на 11-миллионной Кубе работают свыше 66 000 врачей.

Реклама

Уровень кубинской медицины считается одним из самых высоких в мире не из-за качества обслуживания (именно это стоит огромных денег в российских частных клиниках!), а из-за качества лечения (а вот этого отечественным частным клиникам явно недостает). На острове успешно борются с онкологическими заболеваниями, и это при том, что «человеколюбивые» США перекрывают пути получения Кубой нового оборудования для лечения раковых больных.

На остров приезжают лечиться миллионеры, артисты, известные спортсмены (Диего Марадоне именно здесь помогли избавиться от наркозависимости). Кроме того, кубинцы бесплатно (!) принимают и лечат детей из Украины (в благодарность, вероятно, руководители украинского государства проголосовали за продолжение экономической блокады Кубы), некоторых стран третьего мира…

Реклама

Да, на Кубе 1 мобильный телефон на 1000 человек, да, зарплаты кубинцев могут присниться большинству россиян в страшном сне.

Нет у них фастфудов, и жевательная резинка — в дефиците. Однако живут кубинцы дольше нас, имеющих эти блага цивилизации. Живут, танцуют, любят.

Гуляют улицами своих городов, на которых отсутствует преступность, загорают, лежа на белоснежном песке, плавают в прозрачной воде, отражающей ярко-голубое карибское небо.

И не сдаются, мужественно переживая почти полувековую блокаду. В 2004 году в Флоридском проливе обнаружено пять глубоководных полей высококачественной нефти всего лишь в нескольких десятках километров от Гаваны. Запасы нефти в северокубинском бассейне могут составлять от 4,6 до 9,3 млрд. баррелей. Знаете, что это значит? Что Куба с самое ближайшее время может превратиться в… крупного экспортера нефти!

У этой страны есть будущее. И будущее ее не менее славно, чем прошлое. Большинство экспертов убеждено — как только будет снята блокада, противоречащая здравому смыслу, мы сможем увидеть Кубу совсем другой — сильной, богатой, независимой, бесконечно свободной страной, жемчужиной Карибского бассейна.

И яркая легенда обязательно станет не менее яркой, прекрасной действительностью…

Первая часть статьи
Полная версия статьи

Реклама