Как только начинался показ очередной серии, все бросали свои дела, чтобы вновь встретиться с любимыми героями. В те годы шляпки пани Моники вызывали небывалый интерес у женщин, прически пани Зоси их удивляли, а короткие юбки пани Катарины пользовались сумасшедшим успехом. Пан Директор всех веселил, пан Профессор умилял своей интеллигентностью, пан Зюзя с милой улыбкой сыпал анекдотами.
Из развлекательных передач в 60-е годы на
И вот в 1963 году все «завертелось»… Режиссер
Они весело переругивались в декорациях кафе, бассейна — везде, где придется, даже на кухне. Чтобы сгладить «стыковки» в сценарии, за сценой включали какой-нибудь музыкальный мотивчик.
Режиссер Театра сатиры Валентин Плучек, которому предложили взять на себя постановку передачи, категорически отказался. Другие кандидаты в режиссеры только пожимали плечами, с улыбкой вчитываясь в сценарий новой программы. Ассистент В. Плучека, Георгий Зелинский, к которому обратились работники «Отдела занимательных передач», бегло пробежал глазами по страницам текста, потом негромко ответил: «Я пока ничего не понимаю в этом, но давайте пробовать…»
Передачу по указанию руководства ЦТ перелицевали из «Коротких историй» в «Добрый вечер». Зрители стали предлагать свои названия: «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Балаганчик» и др. От актера Александра Белявского, который вернулся из Польши, где снимался в кино, актеры узнали, что там транслируется передача «Кабаре старых панов». Теперь ни у кого не было сомнений. Это должен быть «Кабачок…» Но какой?..
И тут кто-то обратил внимание, что в студии, где яростно дискутировали актеры программы, 13 стульев. Так родилось название «Кабачок «13 стульев». Узнав о новой передаче, маститые сатирики В. Ардов, Г. Горин, Л. Ленч, Э. Успенский стали предлагать режиссеру все новые и новые интермедии для сценария. Не в стороне были и польские авторы. Их рассказы как нельзя лучше подходили для уже рождавшегося сериала.
К тому же, то, что успели увидеть на ЦТ театральные критики, не вызвало у них одобрения. В газетах запестрели фельетоны, которые осмеивали вздорную пани Монику, скандальную пани Терезу, тупого пана Директора… «Плоские» шутки, как писали журналисты, наводят только скуку на зрителей.
Первый ее ведущий Александр Белявский покинул проект. И ему на смену пришел молодой актер Михаил Державин. Программа выходила один раз в месяц. И, тем не менее, шли ежедневные репетиции. По четыре часа в день. Из 28-й студии на Шаболовке, где работали актеры, то и дело раздавался смех, слышался жалобный голос режиссера Г. Зелинского: «Веселее! Еще веселее!»
Часовой спектакль шел «живьем», от начала до конца. Для этого необходимо было выучивать большие тексты. Забыть ничего было нельзя, а уж тем более допустить какую-либо оплошность. Особую изобретательность актеры проявляли, чтобы попасть в фонограмму исполнения польских песен.
Актриса Наталья Селезнева (пани Катарина) рассказывала в одном из своих интервью, что она почти неделями не выходила из студии, где шли репетиции. Там же и спала на диванчике. А утром, сделав грим и переодевшись, бежала на сценическую площадку.
Для всех было неожиданностью, когда «Кабачок «13 стульев» оказался в «сетке» вещания. Очередной спектакль должен был состояться в январе 1966 года. До сих пор неизвестно, как это произошло и кто решил будущее программы. После выхода передачи актеры и режиссер ждали разгрома. Однако через 2−3 недели в ЦТ пришел мешок со зрительскими письмами. Следом — второй, потом — третий. Восторженные отклики на любимый всеми «Кабачок «13 стульев» приходили каждый месяц.
Конечно, во многом такой интерес к передаче был вызван участием в ней известных актеров. Ольге Аросевой (пани Моника), как самой обаятельной героине, слали письма личного характера, ей предлагали встретиться, приглашали в гости, просили совета. Но такая популярность сыграла с ней злую шутку. Режиссер Театра сатиры В. Плучек, где она работала, 10 лет не давал Аросевой ни одной роли.
А молодую актрису Викторию Лепко (пани Каролинка) В. Плучек не взял в свой театр, потому что она играла в «Кабачке «13 стульев». И потом, когда ее пробовали на какую-нибудь роль, то спрашивали: «А вы случайно не из «Кабачка?» И в результате в роли ей отказывали.
Программа на телевидении по времени заканчивалась до начала спектакля в Театре сатиры, где играли актеры. Спартак Мишулин в роли пана Директора исполнил в «Кабачке» свыше тысячи миниатюр, причем так виртуозно, что зрители следили за каждым его словом. Но никому и в голову не приходило, что он и другие артисты после часа напряженной работы в телеэфире стремглав летели в театр, чтобы не сорвать представление.
Трудно забыть актеров В. Байкова (пан Вотруба), Р. Ткачука (пан Владек), З. Зелинскую (пани Тереза), В. Шарыкину (пани Зося), Г. Вицина (пан Цыпа) и др. Вот что вспоминает актер Зиновий Высоковский (пан Зюзя):
«Не пойму как мы работали? На нас давило руководство Театра сатиры. Ведь мы были популярны и, как казалось нам, независимы. Мы умело высмеивали советский строй. Жить в тисках между обожанием народа и нелюбовью чиновников ЦТ было нелегко».
За 15 лет передача «Кабачок «13 стульев» в общей сложности отработала 160 часов, было сыграно около 2000 сценок, за эти годы актеры получили от зрителей почти 4000 писем. По коридорам ЦТ ходили слухи, что «Кабачок» любила смотреть семья
Через 16 лет была попытка возродить «Кабачок «13 стульев», но из этой затеи ничего не получилось. Пришло совсем другое время, появились новые герои. И сейчас еще, когда наши мамы и папы вспоминают об этом самом длительном на ЦТ сериале с восхищением, их дети удивляются. Чем же привлекала всех эта передача? Думаю, что любовью к зрителям и неистощимым юмором героев «Кабачка «13 стульев». Ведь в них люди узнавали своих родных и близких, соседей, коллег по работе, самих себя…