Что за музыка у Вангелиса?

Реклама

Говорят, что музыка этого композитора — на любителя. А какая — не на любителя? Да, более всего он известен саундтреками… но какими! Не зря его имя, точнее, творческий псевдоним, известно всему миру (а настоящее — по-гречески величественно: Эвангелос Одиссей Папатанассиу — Evangelos Odyssey Papathanassiou).

Знатоки не зря шутят, что он напрасно в качестве псевдонима использовал сокращенную форму первого имени, т.к. второе, Одиссей, было бы как нельзя более кстати. Дело в том, что Вангелис — большой любитель странствий по музыкальным жанрам. И не только к фильмам сочиняет музыку. Так, вместе с Уэйном Иглингом работал над балетными постановками, писал репертуар для Монсеррат Кабалье. Несколько лет назад в афинском храме Зевса представил свою хоровую симфонию «Mythodea».

Реклама

Для меня так Вангелис — гимновый композитор, это чисто субъективное восприятие, не претендующее на оценку… Но практически каждое его произведение может стать гимном, что прекрасно демонстрируется в знаменитом альбоме «Voicis», в «антарктических» композициях и т. д. Это, видимо, связано с тем, что, как отмечают музыкальные критики, в любой самой простенькой песенке Вангелис умудряется преподнести величественный симфонизм и особую, неповторимую чистоту и прозрачность звучания.

Музыкальный талант был обнаружен у Эвангелоса Папатанассиу в раннем детстве: ему было 4 года, когда сочинил первую композицию для фортепьяно. А в 6 лет уже дал свой первый сольный концерт, на котором исполнял собственные сочинения. Но затем категорически отказался учиться музыке! Он писал ее, не зная нот…

Реклама

После школы юноша увлёкся битломанией, организовал с несколькими сверстниками группу Formynx, которая вскоре стала очень популярной в Греции. Потом уехал в Париж с друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом (1968), где они создали другую группу — «Дитя Афродиты», причём не просто так, а в знак протеста против фашистского путча «чёрных полковников» на своей родине. И между прочим, в это время Вангелис учился в Сорбонне.

В 1971 году группа записала альбом — электронную ораторию «666 — Apocalypse of John», после чего распалась. И хотя повсеместно утверждается, что причиной этого не была ссора или финансовые неувязки, на самом деле размолвка всё же была. Впрочем, она не помешала дальнейшим приятельским отношениям бывших друзей, так что и говорить об её сути не стоит.

Реклама

Необязательно останавливаться подробно и на всей дискографии композитора, разве что стоит упомянуть его сотворчество с Джоном Андерсоном, вокалистом «Yes». Так, их совместный альбом «Рай и ад» (технорок, замешанный на классике) — это выдающаяся музыка, вне всякого сомнения. Вангелис исполнял там все музыкальные партии, от фортепианной до ударных, а Д. Андерсон вёл вокальную.

Это событием подследовало после того, как в 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios». А после выхода в 1981-м фильма «Огненные колесницы» он получает вместе с новой славой и «Оскара».

Но наконец наступает время, когда музыкант после 20-летних странствований по миру возвращается в Грецию, где живёт и поныне. Он сочиняет музыку для самых знаменательных празднеств в стране, в том числе, для открытия Олимпиады в Афинах. И при всём при том умудряется «не мелькать» на публике, не пускать досужих журналистов в свою личную жизнь, заявляя: «Всё, что я пытаюсь сделать — это позволить людям узнать, что я думаю, через мою музыку».

Реклама

Впрочем, и тут есть некая сложность, так как Вангелис исключительно строг в подходе к собственным произведениям и далеко не все из них позволяет записывать на диски. Для примера: даже знаменитейший саундтрек к фильму Р. Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» с трудом «пробился» сквозь авторскую цензуру на запись через восемь лет после выхода кинокартины на экран.

Вангелис — величайший маэстро страны эллинов, музыка его звучит на всей земле, и даже те, кому не известно это имя, несомненно слышали её, так как мелодии из кинофильмов моментально разносятся по теле- и радиоэфиру. Но сколько бы ни говорилось об его творчестве, никакие рассказы не сравнятся со звучанием творений. Так что остаётся только назвать хотя бы пару-тройку адресов, где их можно послушать. Вот они: здесь.

Реклама