Под чьим псевдонимом спряталась Аврора Дюдеван?

Реклама
Грандмастер

24 апреля 1883 года, 125 лет назад, остановилось сердце 72-летнего француза Жюля Сандо. Почтенная публика не превратила скромные похороны старичка в торжественные проводы. Собрались всего лишь несколько литераторов, которые вспомнили о том, что когда-то, на заре туманной юности, им приходилось где-то слышать это имя!

… Родился Жюль Сандо 19 февраля 1811 года в аристократической семье, а известность к нему пришла в юношеском возрасте, когда он поступил на юридический факультет столичного университета и мучительно раздумывал над тем, как ему выделиться из толпы. В эти минуты он чем-то напоминал херувима с картин итальянских мастеров: хрупкий блондин с завитыми волосами, томный взгляд, устремленный в небо. А если к этому еще добавить, что в шумных компаниях и плотских развлечениях он не находил смысла жизни, можно понять, почему он так стремился к уединению.

Реклама

Пока остальные студенты весело проводили время, Жюль Сандо скрывался в тенистых аллеях ноанского парка и предавался там единственному любимому занятию: чтению книг. Вернее, он их не просто читал, он поглощал их одну за одной, отдавая предпочтение не беллетристике, а трудам ученых. И к 20 годам мог не столько ямб от хорея отличать, сколько разбирался в философских взглядах мыслителей разных эпох. Но больше всего он любил живого классика — Франсуа Рене де Шатобриана, ставшего к началу 30-х годов очень популярным среди молодежи.

Именно в тенистых аллеях 19-летний Жюль познакомился с 26-летней Авророй Дюдеван, дамой не очень симпатичной внешне, но зато очень понимающей, любительницей внимательно заглядывать в глаза и шептать на ушко всякий вздор. В ее лице юный философ нашел благодарную слушательницу, и уже после нескольких встреч юный Сандо уверил себя в том, что Аврора соответствует тому идеалу женщины, который он искал всю свою недолгую жизнь.

Реклама

Замужняя дама не стала ломать комедию, ей, безусловно, льстило внимание «маленького Жюля», как она его почти сразу же стала называть. Единственный недостаток — Сандо не мог привести свою подружку к себе домой, а ей тоже не всегда улыбалась удача сбагрить с рук мужа хотя бы на несколько часов. Но мимолетные интимные встречи еще больше привязали юношу к своей богине.

Наконец, им надоело любить украдкой, встречаться урывками. Они задумались над тем, как сделать встречи вполне легальными. И не нашли ничего лучшего, как объявить о том, что они совместно пишут книгу, благо к тому времени Сандо уже был известным фельетонистом, печатал свои произведения в нескольких парижских газетах и набирал популярность. Так что Аврора, глазом не моргнув, упросила мужа разрешить, чтобы молодой человек посещал ее непосредственно дома и давал уроки литературы.

Реклама

Конечно, вначале у месье Дюдевана в голове не укладывалось, что между его супругой и этим херувимом может быть нечто больше, чем репетиторство. И он согласился на эти уроки. Более того, спустя некоторое время обманутому мужу было представлено произведение — рукопись романа «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня».

Рогоносец весьма отдаленно понимал в художественном творчестве, однако читатели вполне оценили это произведение, подписанное именем «Жюль Санд», — издатель не успевал подсчитывать барыши. А потому практически сразу, в том же 1831 году, предложил «сладкой парочке» скоренько написать еще два-три романа.

Слава несколько вскружила голову начинающей писательнице. А может быть, просто херувим начал ее чем-то раздражать. Они встречались все реже, и бремя написания второй книги целиком и полностью легло на плечи Авроры. Жюль не успел оглянуться, как рукопись нового романа, названного «Индиана», лежала у него на столе. Он бегло пробежал взглядом по страницам и одобрительно кивнул: «Добавить нечего, можешь отдавать издателю».

Реклама

О, писательская жизнь. Назвавшись один раз фамилией Санд, Аврора Дюдеван так и не смогла больше ничего подписать своим именем. Издатель требовал только романы Санда, и баста!

А дальше случилось событие, которое и вовсе перевернуло жизнь двух наших героев. Аврора в очередной раз «смертельно» влюбилась, на этот раз ее избранником стал Альфред де Мюссе, с которым она отправилась в Италию и пережила счастливейшие минуты своей жизни. А дальше она стала просто неинтересна «маленькому Жюлю»: одно дело иметь отношение с женщиной, которая тебя боготворит, а совсем другое с той, которая бросается на шею одному мужчине за другим.

Сандо так и не смог примириться с изменой Авроры. Они разошлись, как в море корабли. У нее и после этого было много связей с мужчинами моложе себя. А он просто отошел в сторону и продолжал писать.

Но вот парадокс. Назвать хотя бы один роман писателя Жюля Сандо может, наверное, только специалист по французской литературе середины XIX века. Я себя к таковым не отношу. Зато романы Авроры Дюдеван (литературный псевдоним — Жорж Санд) знают все.

Вот и верь после этого в то, что литературный талант половым путем не передается…

Реклама