Все секреты хобби, или Что бы поколлекционировать? Часть 1

Реклама

Коллекционирование — это собирательство памятников материальной и духовной культуры — книг, картин, марок, монет, значков, звукозаписей, пословиц и поговорок, минералов, растений, насекомых. Включает в себя выявление, сбор, изучение, систематизацию и использование материалов. Видное место занимают тематические собрания, в которых систематизируются материалы на определенную тему; например, в тематической коллекции «Спорт» могут быть представлены книги, программы, календари игр, обзорные статьи, марки и значки, посвященные спорту.

Коллекционирование особенно популярно среди школьников и молодежи. Оно способствует расширению знаний, кругозора, воспитанию художественного вкуса. Помощь и внимание со стороны родителей, школы и внешкольных учреждений способствует развитию коллекционирования, не дают ему превратиться в простое накопительство. Создаются объединения коллекционеров при учебных заведениях, клубах, домах культуры.

Реклама

Коллекционерами являются не только дети, подростки, но и взрослые люди. Действуют Союз филателистов России и Международный союз книголюбов. Выпуск массовыми тиражами марок, значков, этикеток, дисков (а когда-то и грампластинок), открытие специализированных магазинов, издание книг, брошюр и журналов, организация выставок как по тематике, так и по видам собирательства также способствуют развитию любительского коллекционирования.

Оно продолжает дифференцироваться и внутри своих видов. Так, одни филофонисты предпочитают легкую музыку, другие — классическую. Нередко любительские коллекции становятся ценными, обретая систематичность, полноту охвата темы. Многие из них со временем делаются общественным достоянием. Ими пополняются фонды народных, школьных, государственных музеев и библиотек.

Реклама

Основные, самые распространенные и ранние виды коллекционирования — фалеристика, филателия, филокартия, филумения, филофония.

Филателия — собирательство марок и других знаков почтовой оплаты, а также конвертов и открыток-карточек с этими знаками. Коллекционирование марок развивает наблюдательность, аккуратность, требует знаний в области географии, истории, различных видов искусства, иностранных языков. Почтовые марки бывают различных видов: стандартные (массовые), выпускаемые для оплаты корреспонденции; памятные и юбилейные, посвященные выдающимся людям, искусству, животному или растительному миру, архитектуре. Популярны коллекции на темы: «Великая Отечественная война», «Виды городов», «Художники», «Писатели», «Авиация», «Спорт», «Хоккей».

Реклама

Марки определяют по каталогам, которые издаются в разных странах с 1861 года. Они бывают хронологическими и тематическими. У коллекционной марки должны отсутствовать повреждения; у гашеных марок — четкий штемпель не должен закрывать рисунка. Каждая марка основных выпусков заносится в каталоги и получает свой номер. Основные типы марок различаются номинальной стоимостью, рисунками, а также особенностями издания. Редкость марок зависит от давности обращения и тиража.

Филокартия — коллекционирование почтовых и иллюстрированных открыток. Они издаются следующих видов: немаркированные, с рисунком на оборотной стороне; маркированные, с почтовой маркой на адресной стороне и рисунком на оборотной;

Реклама
маркированные гербовые, с почтовой маркой и гербом государства, оборотная сторона чистая; двойные маркированные гербовые почтовые с оплаченным ответом.

Современная иллюстрированная открытка бывает художественной и документальной. Ее стандартные форматы 9X14 см и 10,5X14,8 см. Хранятся открытки в альбомах, конвертах и папках.
Каталог составляется по алфавитному и тематическому принципу. В нем указывается номер открытки, дается ее краткое описание: автор, название, издательство, год издания, обозначается место (альбом, страница) открытки в коллекции. Секции филокартистов создаются при обществах филателистов.

Увлекательное это дело — коллекционировать! Коллекционируйте на здоровье, и тогда ещё одним смыслом вашей жизни станет больше, познакомитесь со многими людьми и, наконец, сможете делиться своим драгоценным опытом.

Реклама