В 1345 году в Амстердаме умирал человек. Он послал за священником, который дал ему облатку — непременную принадлежность причастия. Больной не смог ее проглотить, он ее выплюнул — и умер.
Женщина, которая была в этот момент рядом, собрала какие-то вещи покойного и бросила их в печь, в том числе и облатку. Сгорело всё, кроме облатки. Она достала облатку из огня — ее руки не чувствовали ожога, его просто не было.
Женщина решила, что это должен знать священник. Она взяла облатку, отнесла ее в церковь, отдала священнику, вернулась домой — и увидела, что облатка зависла над огнем. Дважды она носила облатку в церковь — и дважды всё повторилось.
Рассказ об этом, естественно, разошелся с неимоверной быстротой. Горожане окрестили это событие «Чудом Амстердама». В город начали стекаться паломники. На месте дома, где появилась несгорающая облатка, построили часовню Святого места.
Дорога к ней из ближайших окрестностей пролегала по мосту через канал (приблизительно до 1500 года — одна из самых важных дорог, ведущих к Амстердаму). Канал был частью городских укреплений, поэтому на мосту были возведены ворота, которые получили название «Святые ворота», на них городская стража несла вахту (времена были тревожные, были и убийцы, и грабители).
В 1663 году художник Ян Абрахам Беерстратен написал «Зимнюю сценку у Святых ворот Амстердама».
На льду — несколько нарядных экипажей, конькобежцы, танцующая на коньках пара, небольшая группа на льду без коньков. Справа — Святые ворота. Стражник с пикой стоит возле сторожевой будки, на мосту — горожане. Мост — разводной, с двумя подъемными пролетами. В нишах Святых ворот — статуи каких-то воинов. На фронтоне — герб (надо полагать, Амстердама). Отцы города, когда заказывали Святые ворота, позаботились о страже — в помещениях справа и слева есть отопление: дым поднимается из двух урн на крыше религиозного сооружения.
Поток людей возрастал, этим (естественно) воспользовались торговцы, предсказатели, гадалки, фокусники, бродячие артисты — и городские власти не оставили их своим вниманием: на площади перед воротами ежегодно в сентябре проводились ярмарки.
На картине Геррита Лунденса — ярмарка у Святых ворот. На переднем плане — встреча двух аристократических пар. Чуть правее удары в барабан приглашают на популярный «Укус медведя» — жестокую схватку между собаками и медведями.
Позади толпы — шатер циркачей: плакат с номерами представления, через изгородь просматриваются головы зрителей внутри шатра, справа — огромные полотна с изображениями героев представления.
Слева на фоне деревьев — отряд гражданской гвардии со знаменем и барабанщиком, а за деревьями — Г-образная мачта для проводки судов по каналу с помощью конной тяги.
В левой части полотна — вход в арку ворот. На возвышении — шарлатан, в его поднятой правой руке — чудодейственное средство. Ближе к зрителю, на переднем плане — большие корзины с яблоками. Народ толпится у лестницы, по которой можно перейти на мостик и попасть на другой берег обводного канала (этот мостик хорошо виден на зимней картине Святых ворот). Слева человек с поднятой шляпой как бы приветствует зрителей — может быть, это сам художник?
Первые ворота были деревянными. Со временем дерево начало разрушаться, и в 1637 году их заменили каменными. Сегодня их нет, они были снесены в 1664 году: город расширился, укрепления вокруг него были перенесены на новые места.
Наши современники должны снять шляпу перед художниками, которые неоднократно рисовали эти ворота. А вера в чудо продолжает жить: каждый год в память о нем в Амстердаме проводится шествие.