Основным способом изображения аллегории выступает обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, в неживых предметах, которые получают переносное значение. (Википедия)
Реклама
В правом нижнем углу — коленопреклоненный юноша, почти мальчик. Он аккуратно одет, длинные волнистые волосы спадают на плечи. Его глаза с мольбой обращены на сидящую напротив женщину. Под его левой рукой — кисти, палитра. Рукава подвернуты, за поясом — большая тряпка. За его спиной — стол с книгами и глобусом.
Перед главным героем (надо полагать, что он — сирота, ему предстоит выход в самостоятельную жизнь) на ступеньках какого-то громадного сооружения сидят мужчина и женщина. Скорее всего, это сооружение — католический собор, а мужчина и женщина — святые, покровители сирот.
Поскольку художник воспитывался в сиротском приюте, можно предположить, что юноша — сам художник, а лица святых, к которым он обращается, сходны с лицами его опекунов.
Смысл картины, видимо, подразумевает выбор жизненного пути. Жест юноши говорит о его предпочтениях, но святая как бы показывает на полный рог изобилия. Вероятно, она предлагает избрать другой род занятий, который сулит достаток (художники далеко не всегда могли хорошо заработать).
Пожилой мужчина погружен в раздумье, перед ним раскрытый фолиант, на столе рукопись. Глобус и книги говорят о том, что юноша получил хорошее образование, и святой, по-видимому, полагает, что надо продолжить учебу.
Еще один фрагмент картины — подлокотник кресла, в котором сидит женщина. Под кистью женщины — голова малыша. Лицо ребенка — безрадостное, недовольное, может быть, даже сердитое.
Символично, что голова — под рукой властной женщины, это как бы намек на то, что сиротский приют не дает свободы выражению чувств. В сочетании с рогом изобилия под той же рукой этот фрагмент может быть истолкован так: «Строгое воспитание приведет к благоденствию». С другой стороны, лицо ребенка — как бы воспоминание юноши о не очень приятных годах жизни.
Естественно, что аллегория предполагает совмещение того, что в реальности не происходило. Но можно предположить, что юноша приготовился к своим ежедневным занятиям: надел чистую рубашку, чистые нарукавники, подвязал к поясу полотенце (вытирать кисти) — тут ему явились святые покровители приюта.
Он смотрит на них с мольбой: еще какое-то время он проведет в приюте, а потом? Он как бы просит совета и благословения, он не очень уверен в правильности своего выбора. Но рог изобилия видится как обещание безбедной жизни…
Автор этой картины — воспитанник сиротского приюта в Лейдене, Нидерланды, несколько его картин до сих пор находятся в приюте.