Пионеры американского панк-рока - 1. Как The MODERN LOVERS написали оду шоссе, а NEW YORK DOLLS пожаловались на «личностный кризис»?

Реклама
Грандмастер

Несомненно, что как мощное культурное явление панк-рок оформился в Великобритании во второй половине 1970-х годов. Однако истоки формирования панка как стиля музыки лежат всё-таки в США. Об американских группах, которые подготовили почву для будущей «панк-революции», и пойдёт дальнейший рассказ.

The MODERN LOVERS — «Roadrunner» (1970, 1977)

Ещё подростком Джонатан Ричман стал одним их самых преданных фанатов The VELVET UNDERGROUND. Он буквально преследовал эту группу и в итоге даже завёл близкие знакомства с её музыкантами. Неудивительно, что, когда в 1970 году Ричман решил сформировать собственный коллектив The MODERN LOVERS, его первые записи продюсировал бывший участник The VELVET UNDERGROUND — Джон Кейл.

Как ни странно, восприняв музыкальный авангардизм и нарочитый примитивизм своих кумиров, Ричман закладывал в свои песни совершенно другое содержание. Его тексты не были болезненными и шокирующими, как у The VELVET UNDERGROUND. Взять хотя бы самую известную песню The MODERN LOVERS под названием «Roadrunner» (дословно «Дорожный бегун»).

Реклама

Уверен, что подавляющее большинство наших слушателей вряд ли оценят эту довольно примитивную и монотонную композицию. Вдобавок Ричман не особо скрывал, что в музыкальном плане подражал композиции The VELVET UNDERGROUND «Sister Ray» (тот же ритм и те же два навязчивых аккорда).

Однако в «Roadrunner» не было мрака, наркотиков и сексуальных девиаций. Это была вдохновенная ода автомобилю «Plymouth Roadrunner», на котором автор разъезжал по Массачусетскому шоссе 128, включив любимую радиоволну и просто наслаждаясь окружающим городским пейзажем.

Гитарист The MODERN LOVERS и старый друг Ричмана Джон Фелис вспоминал:

[Мы] садились в машину и просто ездили туда-сюда по 128 шоссе. Мы поднимались по холму, видели радиовышки, мерцающие огни, и у нас слезились глаза. [Ричман] видел красоту в вещах, в которых другие её не видят. Мы проезжали мимо электростанции, большой электростанции, со всеми её электрическими проводами и генераторами, и он задыхался, он почти начинал плакать.

Реклама

Смотреть всё

У песни была долгая и непростая судьба. Первая запись «Roadrunner» была сделана с Джоном Кейлом в 1972 году, а в 1973-м The MODERN LOVERS закончили запись дебютного альбома. Однако лейбл Warner Bros. выпускать его отказался и вскоре группа распалась. Интересно, что все её участники вошли в состав других довольно известных групп: TALKING HEADS, CARS и REAL KIDS.

Что касается Ричмана, то спустя время он возродил группу под названием Jonathan Richman and the MODERN LOVERS и в 1976 году таки издал «Roadrunner» на альбоме. А в 1977-м песня вышла синглом и достигла в британском чарте 11-го места.

Реклама

Особенно полюбили «Roadrunner» британские панки. Джонни Роттен — вокалист культовой панк-группы SEX PISTOLS — даже заявил, что, хотя он «ненавидит любую музыку», «Roadrunner» — его любимая песня (недаром кавер на неё появится в альбоме SEX PISTOLS «The Great Rock 'n' Roll Swindle»).

На родине Ричмана песню оценят позже, зато от всей души.

  • В 1983 году Стивен Кинг процитирует её в своём романе о сбесившемся автомобиле «Кристина».
    Реклама
  • В 2003-м режиссёр Ричард Линклейтер назовёт «Roadrunner» — «первой панк-песней» и включит в саундтрек своего фильма «Школа рока».
  • В 2004-м она попадёт на 274-е место в списке «500 величайших песен всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».
  • А в 2013-м будет выдвинуто предложение сделать «Дорожного бегуна» официальной рок-песней штата Массачусетс.

NEW YORK DOLLS — «Personality Crisis» (1973)

Хотя все участники американской группы NEW YORK DOLLS были гетеросексуалами, выглядели они, мягко говоря, вызывающе: наносили на лица обильный макияж, носили обтягивающие женоподобные одежды с блёстками и сапоги на высоченных платформах.

А вот их музыку трудно было назвать «блестящей» — по сути, это был агрессивный и очень «грязный» рок-н-ролл. Поэтому NEW YORK DOLLS одновременно оказали сильное влияние как на глэм-рок с его клоунски-андрогинным имиджем (см., например, группу KISS), так и на будущих

Реклама
панков.

Со многими панками их роднил и тот факт, что вокалист группы Джонни Сандерс поначалу не умел играть ни на одном инструменте. Однако вскоре стал не только гитаристом, но и главным автором песен.

Реклама

Именно Сандерс вместе с другим гитаристом — Дэвидом Йохансеном — сочинил самую известную песню группы — «Personality Crisis», которая в 1973 году вошла в дебютный альбом «New York Dolls» и была выпущена синглом. В хит-парады песня не попала, зато вскоре стала считаться «золотой» классикой панк-рока.

Здесь есть все составляющие этого стиля: развязное глумливое пение (сильно напоминающее будущую манеру Джонни Роттена из SEX PISTOLS), отсутствие затянутых соло, гитара, которая, по словам критиков, звучала, как газонокосилка, и, наконец, эмоциональный текст, повествующий о «личностном кризисе» человека, который находится на грани нервного срыва.

Смотреть всё

Реклама

Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ


Но, как говорил герой фильма «Назад в будущее», широкая публика оказалась ещё не готова к такой музыке, и после провала второго альбома «НЬЮ-ЙОРКСКИЕ КУКОЛКИ» распались.

Реклама