Каким был советский агитационный дизайн?

Реклама
Грандмастер

Рискну предположить, что для многих, если не большинства, россиян агитация и пропаганда имеют скорее негативную коннотацию. Применительно и к нынешнему времени, и ко временам СССР. Не стану высказывать никаких собственных суждений на этот счёт. Потому что нам сейчас важно не содержание, не идеологическое наполнение, а формальная сторона пропаганды.

И не столько то, к чему она призывала, сколько то, какие принимала формы. Проще говоря, речь пойдёт об агитационной тематике в советском дизайне.

В общем-то, этот разговор мы начали в статье о ГОЭЛРО. Но разумеется, советских мастеров дизайна впечатлила не только электрификация. В стране много что происходило, и все впервые. А многие художники искренне приняли революцию и к этому времени подошли с идеями сплава искусства и промышленного производства.

Реклама

Так что переход к прикладному искусству, к массовому производственному дизайну, был для многих мастеров лёгким и естественным.

Кое-что из дизайна того времени широко известно. В первую очередь, наверное, знаменитые советские плакаты. Впрочем, здесь приведу только один пример — образец ставших популярными в 1920-е фотомонтажа и фотоколлажа.

Реклама

Это было новым делом, использующим новые технологии — и уже поэтому вчерашние футуристы, поклонники технического прогресса, не могли не взять его на вооружение.

Но советский плакат — тема слишком масштабная, достойная большого и отдельного разговора.

И разумеется, был знаменитый агитационный фарфор.

Или вот такая тарелка 1929 года с более скромным дизайном, составленным из колосьев и серпов.

А это не совсем агитационный, но (и поэтому я никак не могу его не показать) супрематический сливочник.

Серп и молот здесь тоже присутствуют, но скорее на клейме или логотипе. И здесь же, на всякий случай, для художественно необразованных граждан, уточняется: да, это таки супрематизм и не что иное!

Реклама

И супрематический же сервиз, правда, судя по названию, агитационный…

А вот совсем ранняя фарфоровая посуда первых лет Советской власти.

И юбилейный, посвященный празднованию пятилетия и первого десятилетия новой страны.

Реклама

Реклама

Здесь, кстати, видно, как менялись настрой и приоритеты…

И наконец, уникальный дизайн фарфора от Василия Кандинского.

Реклама

Вроде бы три его эскиза тогда пошли в серию.

А вот другой фарфор — уже не посуда, а статуэтка. Агитационная! Между прочим, это знаменитый полярный исследователь Папанин.

И статуэтка, посвященная ликвидации безграмотности.

А вот это — «Кобальтовая сетка», орнамент, разработанный в годы войны в Ленинграде. И появившийся в 1944-м, в год снятия блокады.

Это до сих пор фирменный и самый известный узор Императорского фарфорового… нет, конечно же, Ленинградского фарфорового завода. Ленинградского, не прерывавшего работу и в годы блокады.

Но не только фарфор был агитационным.

Это электрическая лампа.

Правда, лампа поздняя, посвященная 50-летию Октябрьской революции. Агитации в СССР уделяли огромное внимание всегда, но особое значение она имела в начале существования новой советской страны.

Реклама

Вот несколько образцов настольных ламп того времени. Популярное устройство массового изготовления — самое то для наглядной агитации.

И, разумеется, Ильич. Куда ж без него?

Хотя не стоит думать, что тогда были только агитационные сюжеты, а все остальное запрещалось под страхом смертной казни.

Да вот хотя бы такие, с медведем, одним из национальных символов.

А вот елочные игрушки, тоже не очень-то агитационные.

Хотя, конечно, такими нейтрально-детскими мотивами ассортимент ёлочных украшений не ограничивался. И это нормально или, как минимум, понятно: среда формирует психику. И разумеется, советские дети с детства должны были усваивать социалистические идеи как единственно нормальные. А символы служат мощнейшими психологическими «якорями», опорными точками.

Реклама

Позволю себе показать единственное здесь несоветское и даже откровенно вражеское изделие. Образец елочной игрушки в виде… головы Гитлера. Из германских ёлочных украшений времен Третьего Рейха. В том числе, вроде бы, завозимых и на оккупированные советские территории как символы нового порядка и новой власти.

Зачем здесь именно это украшение?

Да потому, что «отрубленная» голова Гитлера и Гитлер, повешенный на дереве… Очень уж символично получилось.

И — из песни слов не выкинешь — наглядная агитация той эпохи была стилистически схожа. Нет, не в СССР и нацистской Германии, а во всем мире. И в Европе, и за океаном. Как была похожа, например, архитектура.

Впрочем, давайте вернёмся к наглядной агитации! Вот и образец советского послевоенного елочного украшения.

Реклама

И вожди. Да, тоже на елочных шарах.

А это — довоенный сюжет, посвященный освоению Северного Полюса…

…и рекордным достижениям в воздухоплавании.

А это, как ни странно, шар вовсе не военного времени. Точнее, военного, но посвященного совсем другой войне, в Испании.

И конечно, нельзя не сказать об агитационном текстиле — наверное, наряду с агитационным же фарфором, наиболее известном и массовом применении агитационного дизайна.

Кстати, хотя все эти агитизделия изначально предназначались именно для наглядной агитации среди своих граждан, для «внутреннего употребления», но они были замечены и за границей. Конечно, единственное в истории социалистическое государство. Экзотика же!

Реклама

Так что уже в 20-е годы тот же агитфарфор выставляется на международных выставках, поставляется за рубеж и становится предметом коллекционирования.

И завершим краткий экскурс в агитационный дизайн лаковой росписью. Той самой, на шкатулках и подобных предметах, изготавливавшихся в Палехе, Холуе, Федоскино, Мстере…

Вот шкатулка 1935 года «Мечты и действительность».

А тут «Зажиточная жизнь колхозника» времен коллективизации, 1935 г.

И торжество индустриализации — «Итоги пятилетки».

Встречаются в миниатюре традиционные и новые сюжеты, как здесь, где «Садко приветствует успехи индустриализации».

Все это — под надёжной защитой.

И давайте на этом закончим. Если тема советского изобразительного искусства окажется интересна — пока закончим…

Реклама