Как снимали фильм «Весёлые ребята»?

Реклама
Грандмастер

Советский кинематограф, при всей его неоднозначности, оставил нам много безусловных экранных шедевров. Таких, например, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Обыкновенное чудо», «Мимино», «Я шагаю по Москве», и так далее. К числу таких кинематографических шедевров смело можно отнести и классику советского кино — ленту «Весёлые ребята» режиссёра Григория Александрова.

Что интересно, изначально Александров мог и не стать режиссёром. Он родился в 1903 году в Екатеринбурге, рано пошёл работать, а в 1917 году закончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.

Александров пошёл на курсы режиссёров рабоче-крестьянского театра после революции, но судьба его бросала из стороны в сторону. В рабоче-крестьянских театрах он был и режиссёром, и сценаристом, и декоратором, и даже грузчиком.

В 1921 году Александров приехал в Москву на работу — в Первый рабочий театр Пролеткульта. И это — в возрасте 18 лет!

Реклама

Там же, в Москве, он познакомился с Сергеем Эйзенштейном и стал с ним активно сотрудничать. Александров, прежде всего, как актёр, участвовал в нескольких театральных постановках Эйзенштейна. Кроме того, он был соавтором нескольких сценариев того же Эйзенштейна.

А ещё в спектаклях упомянутого режиссёра он исполнял сложные цирковые трюки! Да, именно так! И фильмы никакие Александров ещё не снимал.

К кинематографу он приблизился в 1929 году, когда отправился в длительную творческую командировку, закончившуюся стажировкой в студии Уолта Диснея. Из этой командировки Александров вернулся в 1932 году. Он был знаком с Горьким и периодически бывал у него на даче. И вот в 1933 году на даче у Горького одновременно пересеклись Александров и Сталин.

Реклама

Вот тогда-то Иосиф Виссарионович и высказал идею о том, что неплохо было бы снять в СССР хороший музыкальный фильм. Тем более что Александров в студии Диснея как раз стажировался в направлении звукового кинематографа.

Подобную идею Александрову подкидывал один из высокопоставленных чиновников от культуры. Задумка была хорошая, нужная, но как быть с музыкой?

Поначалу съёмочная группа планировала просто экранизировать музыкальные номера Леонида Утёсова и назвать это «Джаз-комедия». Однако затем решено было кардинально переработать сценарий и сделать фильм — с сюжетом и декорациями.

Реклама

Сценарий для первого музыкального советского фильма был готов к марту 1933 года. Его написали за два с половиной месяца. Чтобы не пороть горячку и сразу получить настоящую обратную связь, Александров решил вначале представить публике готовый сценарий.

Чтение сценария состоялось в зале Дома учёных. Будущий фильм был встречен на «ура», пока ещё в виде сценария. Заручившись такой важной зрительской поддержкой, Александров приступил к съёмкам. Они проходили в Гаграх.

После монтажа фильма начались его злоключения. То один критик, то второй, то третий начали обвинять фильм в безыдейности, глупости, примитивности и так далее. Александров отстаивал свою картину и однажды повёз её на дачу к Горькому. А у того в гостях были местные жители. Вот вся эта компания во главе с режиссёром и посмотрела фильм.

Реклама

После показа один из местных жителей особенно сильно похвалил просмотренное кино и сказал коротко: «Весёлые ребята!..» Так фильм «Джаз-комедия» получил название «Весёлые ребята». А после показа ленты Сталину (и его одобрения) фильм, наконец, встретился с массовым зрителем.

Реклама

Успех ленты был огромный, и прежде всего в СССР. А за границей лента называлась «Москва смеётся», и получила она в 1934 году приз фестиваля в Венеции за лучшую режиссуру. Кстати, Чарли Чаплин тоже высоко оценивал фильм «Весёлые ребята».

Интересно, что в 1958 году Григорий Александров полностью переозвучил свой фильм и немного поколдовал с монтажом. Однако этот вариант не имел успеха в кинотеатрах, и копии с фильмом изъяли из проката.

В 1978 году режиссёр подверг фильм новым правкам, но учёл свои ошибки, совершённые в 1958 году.

А после смерти великого режиссёра, уже в 2010 году, фильм оцифровали и сделали цветным. С фильмами так бывает. Особенно, если они — безусловная классика мирового кинематографа.

Реклама