Своим названием Средокрестье обязано слову «среда». Именно на среду этой недели приходится середина поста. В народе в старину говорили, что на Крестопоклонной неделе пост «пополам ломается». Это значит, что верующим предстоит еще столько же дней провести говея, сколько их уже прошло.
Существует народное поверье, что в среду этой недели в полночь можно услышать треск — звук перелома.
Второе название недели — Крестопоклонная — происходит от выражения «клониться к своему концу». Начиная с нее, Великий пост с каждой минутой становится короче, «наклоняется».
На Средокрестье существовал обычай выпекать обрядовое печенье, придавая ему форму креста. В старину люд верил, что этим действом можно было обеспечить богатый урожай зерновых, дать силы земле, пахарю и даже волам. Иногда такое печенье хозяйки пекли и в форме сельскохозяйственных орудий. Этот обычай был особенно распространен у белорусов.
Форма креста придавалась обрядовому печенью не случайно. Еще с древности он символизирует пространство, окружающее людей с 4 сторон. Язычники нередко помещали крест внутрь солнечного круга, получая таким образом сильнейший амулет, оберегающий человека от всяких бед.
Сочетали наши далекие предки крест и со знаком земли-поля. Историки считают, что такой крестообразный орнамент утвердился в русском прикладном искусстве в
Выпекание крестообразного печенья накануне весеннего сева — слияние воедино языческих и христианских верований. Этот обряд можно назвать заклинанием пространства и всего в нем сущего на богатство и процветание.
Печенье-кресты хозяйки выпекали по количеству членов своей семьи. Делали и несколько лишних изделий из теста. В каждое печенье перед отправкой в печь прятали различные предметы, чтобы иметь возможность погадать и узнать свою судьбу. По крестам также гадали, кому следует начинать сев (этому человеку доставалось печенье с монетой внутри). Если же домочадцу доставалось печенье с зерном, ему предстояло бросить в землю первую горсть семян. Печенье-кресты, по мнению наших предков, обладало и целебной силой — могло излечить человека от разных недугов.
В среду Крестопоклонной недели детишки собирались в ватаги и ходили по соседним домам, распевая «крестные» песенки:
Половина говенья
Переломилася,
А другая под овраг
Покатилася.
Подайте «крест»,
Подайте другой,
Обмывайте водой.
Хозяева должны были угостить детвору обрядовым печеньем. А те им отвечали: «Чем хошь поливай, только крест подавай!»
Такой сбор крестов был не простым развлечением, а ритуалом вызова весеннего дождя, который в эту пору года так необходим для получения дружных всходов и роста посевов.
Согласно народным приметам, на Средокрестной неделе обязательно должна была начаться сильная оттепель.
После завершения Крестопоклонной недели верующему люду предстоит говеть еще три седмицы: Похвальную, Вербную и Страстную. Лишь выдержав это испытание тела и духа на прочность, можно очиститься духовно и встретить великую Пасху с чистым сердцем и совестью.