Дриопа, Лотос, Аполлон, Приап. Как они связаны между собой?

Реклама
Грандмастер

Неуемное желание соединиться с женщиной против ее желания приводит к печальным последствиям. Само по себе такое действие преступно (в современном мире), последствия чаще всего очень неприятны (а иногда и трагичны) для женщины и ее потомков. Воззрения героев древнегреческих мифов, видимо, сильно отличались от нынешней морали: олимпийские боги силой принуждали женщин к соитию. О двух таких несчастных рассказывает Овидий в девятой книге «Метаморфоз».

Где-то в Этопии (Греция) царствовал Дриоп, у которого была дочь Дриопа. Она, видимо, была настолько красива, что на нее положил глаз сам Аполлон — олимпийски бог, олицетворение мужской красоты. Он не стал тратить силы на то, чтобы девушка воспылала к нему страстью:

Она ранее девства лишилась,
Бога насилье познав, в чьей власти и Дельфы, и Делос.

Бога насилье познав, в чьей власти и Дельфы, и Делос», — это выражение говорит о том, что в Дельфах и Делосе господствовал культ Аполлона.)

Дриопа родила мальчика и с ним, еще грудничком, пошла гулять на озеро. Цветущий лотос привлек ее внимание, она сорвала несколько цветков и показала их ребенку. И тут она видит, что с цветков капает кровь:

Реклама

увидела вдруг: упадают
Капельки крови с цветов

Невесть откуда взявшиеся селяне рассказали Дриопе, что это — кровь нимфы:

сказали селяне, что нимфа
Именем Лотос, стыда избегая с Приапом, когда-то
С деревом лик измененный слила, — сохранилось лишь имя.

«…стыда избегая с Приапом», — Приап — бог плодородия, постоянно готовый к соитию. Можно предположить, что она стала жертвой насилия со стороны любвеобильного бога. Это и было причиной ее превращения в дерево.

Реклама

С деревом лик измененный слила», — в мифах Древней Греции лотосом называлось дерево, плоды которого вызывали желание предаться наслаждениям; сегодня к нему близки африканские деревья «финиковая слива» и «мармелад»).

Дриопа захотела уйти с этого места. Но

Ноги корнями вросли; их силой пытается вырвать,
Может лишь верхнюю часть шевельнуть; растущая снизу
Мягкие члены ее постепенно кора облекает

Свидетелями этого превращения стали и муж, и отец Дриопы (совершенно неясно, как они узнали о происходящем):

Они неостывшие члены целуют.
Оба, к родным приникая корням, оторваться не могут

Еще способная говорить, Дриопа обращается к отцу и мужу:

Но уж пора, отнимите дитя от ветвей материнских,

Реклама

Дайте кормилице. Пусть — вы о том позаботьтесь! — почаще
Здесь он сосет молоко и играет под тенью моею.
А как начнет говорить, — чтоб матери он поклонился,
С грустью промолвил бы: «Мать укрывается в дереве этом».
Вы протянитесь ко мне и к моим поцелуям приблизьтесь.
Можно еще прикоснуться ко мне, поднесите сыночка!

Боги насладились…

Французский график Жюль Мэтью (G. Mattei) в 1651 году иллюстрировал «Метаморфозы» Овидия. Одна из гравюр изображает момент превращения Дриопы, точно воспроизводящий фразу из «Метаморфоз» Овидия:

Вы протянитесь ко мне и к моим поцелуям приблизьтесь.
Можно еще прикоснуться ко мне, поднесите сыночка!

Она стоит возле дерева, из ее головы прорастает ветка, рядом с ней на коленях ее муж и мать, стоит с короной на голове ее отец, он держит сына Дриопы, который пытается к ней приласкаться.

Реклама

В этой гравюре можно усмотреть одно отступление от Овидия: в «Метаморфозах» Овидий не упоминает о присутствии матери в момент превращения Дриопы в дерево.

Реклама