Почему у царя Мидаса ослиные уши?

Реклама
Грандмастер

В жизни олимпийцев и к ним приближенных обитателей Древней Греции было много того, что присуще людям: желание быть первым, зависть, жажда справедливого суда, мстительность. Одно из драматических событий, в котором отразились все перечисленные особенности божественного сообщества, описал в «Метаморфозах» Овидий, древнеримский поэт. А художник изобразил, как бы это могло быть.

Действующие лица: Орфей, Аполлон, Мидас, Пан, Силен.

Орфей — певец, музыкант. Аполлон — бог Олимпа, бог света, олицетворение мужской красоты, музыкант. Мидас — царь мигдонийцев. Пан — сын Гермеса, покровитель пастухов. Силен — сын Пана и нимфы.

Когда пел Орфей, всё замирало, всё обращалось в слух. Но однажды во время вакханалии какая-то из упившихся вакханок возопила: «Вот он, презирающий нас!» Его забросали камнями, убили. Орфей попал в царство мертвых (там снова соединился с Эвридикой).

Реклама

В это время Вакх, его покровитель, наказал виновниц, обратив их в деревья, а сам собрал компанию своих собутыльников — сатиров и вакханок. Кто потерялся по пьяни — Силен, его схватили крестьяне и притащили к царю Мидасу. Царь так обрадовался своему собутыльнику, что закатил пир на десять дней. И только после этого он отпустил Силена к Вакху.

Вакх на радостях обещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас попросил: «Так сделай, чтоб каждый тронутый мною предмет становился золотом чистым!» Желание исполнилось, но радости не принесло: абсолютно все становилось золотым. Нельзя было даже поесть: еда обращалась в золото! Пришлось ему идти к реке в горах, чтобы избавиться от напасти.

Реклама

Мало того, царь Мидас от греха подальше ушел в горы и стал жить с Паном. Пан играл на свирели, ублажая молоденьких нимф. И возомнил он себя музыкантом, превосходящим Аполлона.

Реклама

Устроили состязание, вся публика и судья, которого звали Тмол, отдали предпочтение Аполлону, только царь Мидас это решение не признал. Аполлон не просто возмутился, он наказал Мидаса:

«…терпеть не изволил, чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши: вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью, твердо стоять им велел и дал им способность движенья» (Овидий, «Метаморфозы»).

Все эти превращения видел только раб, который стриг Мидаса. Его желание рассказать о тайне своего господина было настолько сильным, что он пошел куда-то к берегу реки, выкопал ямку, нашептал туда: «У царя Мидаса ослиные уши!» — закопал и ушел. Из ямки вырос тростник, который на ветру доносил до всех эту новость: «У царя Мидаса ослиные уши!»

Реклама

Хендрик де Клерк (1560−1630) — фламандский художник. Среди его картин — «Состязание Аполлона и Пана».

Реклама

Художник представил это состязание как часть вакханалии, точнее, ее начало. Слева и справа — нимфы-вакханки с флейтами и амфорой для вина. В центре со скрипкой — Аполлон, рядом слева — Афина Паллада, его покровительница. Точно в центре — судья Тмор, правее — царь Мидас, он жезлом указывает на Пана, в руке которого — флейта «сиринга».

Реклама

Реклама

Состязание уже закончилось, судья вынес решение, Аполлон наказал Мидаса ослиными ушами. Где слуга Мидаса — неизвестно, наверное, где-то в кустах.

Реклама

Поскольку Тмол — бог одноименной реки, на его голове вместо волос — водоросли.

Реклама
Реклама