Происхождение слово «жонглёр
» приводит нас к римлянам и латинскому языку. Термины joglar и juggler происходят от латинского слова iocularis, которое переводится как «смешное, забавное, занимательное». В свою очередь, iocularis происходит от слова iocus, которое можно перевести на современный язык как «публичное шоу» или «вечеринка для всех».Как и трубадуры, жонглёры как профессия зародились во Франции. Со старофранцузского слова jougleor или jongleur переводится как «потешник» или «затейник». Также использовалось латинское слов joculator.
Интересно, что после эпохи Средневековья «жокуляторами» во Франции стали называть бунтарей и социально опасных личностей.
Но с XIII по XV век жонглёрами назывались «низшие трубадуры» или «стихоплеты для бедных». По сути, герой мультфильма «
В 1274 году трубадур Гираут Рикье (Guiraut Riquier de Narbona) писал королю Кастилии Альфонсо Мудрому, чтобы тот не позволял людям смешивать «куртуазных поэтов» с «простонародными музыкантишками». Творения жонглёров Рикье презрительно называл безделушками, тогда как трубадуры создают вечные произведения, знают секреты стихосложения и владеют «искусством творческого изобретения».
Интересно, но Рикье оказался прав. О музыке и стихах жонглёров нам практически неизвестно. Из-за особенностией профессии они почти не оставили никаких музыкальных или нотных памятников. Упоминания о них изредка встречаются в исторических хрониках или литературных сочинениях вроде «Романа о Персевале». Даже имен жонглёров не сохранилось.
Известен лишь Папиоль, а также некий Пистолета (переводится как «письмецо»). Последний сохранился в истории как раз благодаря своему трубадуру. Поэт-песенник Арнаут де Марейль (Arnaut de Mareuil) писал песни, а Пистолета исполнял их и заодно подрабатывал у трубадура курьером. Хорошая демонстрация статусов двух видов музыкантов в обществе.
По другим данным Пистолета всё-таки сам был именно что трубадуром, поэтому и удостоился записи в хронике Окситании, южной провинции Франции. Именно этот регион считается родиной трубадуров, и по средневековым представлениям трубадур мог быть родом только отсюда. Но, видимо, как трубадур, Пистолета не состоялся и пошёл на службу к более удачливому коллеге.
Трубадуры же, в отличие от жонглёров, оставили богатейшее музыкальное наследие. Они фактически придумали литературный романский язык, вдохновили на творчество Данте и Петрарку. Исчезнув из истории после альбогийского крестового похода, трубадуры вновь были открыты уже после окончания Средних веков.
Случаев, когда жонглёр служил трубадуру, довольно много. Такое положение к концу Средневековья и особенно в начале следующей эпохи, Нового времени, придало профессии пренебрежительный оттенок. В Португалии, например, так стали называть вообще всех бродяг и нищих.
В Испании зафиксировано и употребление слова juggler в отношении воров. Причем виной стали тоже трубадуры. Жонглёру, нанятому трубадуром, запрещалось менять тексты исполняемых песен или исполнять их в ненадлежащих условиях. Например, рыцарь заказывает трубадуру песню для дамы сердца. Исполнять эту песню жонглёр может только в присутствии самой дамы и/или трубадура.
Но поскольку заработок жонглёра складывался из многочисленных выступлений по тавернам и кабакам, а своих песен не хватало, то часто запрет на исполнение трубадурских песен нарушался. Этакий прообраз авторского права и контент-пиратства.
Зато именно жонглёров стоит считать родоначальниками пантомимы, пародии и театра. Августина де Рохас Вилландрандо (Agustin de Rojas Villandrando) называли «жалким шутом», а он умело копировал повадки людей, пародируя без единого слова:
Я подражал лицам, повадкам и речи своих слушателей так, что у них буквально отвисала челюсть от удивления. Как жаль, что в мой последний день умру не только я, но и все мои персонажи!
Рохас прожил интересную жизнь. Родился в Мадриде, а солдатом служил во Франции. В Италии убил человека, скрывался от мстителей и правосудия. Спрятавшись в храме Святого Хуана, сумел вымолить пощады в обмен на триста дукатов. Потом спокойно жил в городах Севильи и Гренады, женился, но в итоге не угодил инквизиции. Его работа «Чудесная республика» была запрещена церковью. А в самом Рохасе заподозрили… еврея.
Важность средневековых жонглёров сложно переоценить. Во-первых, их часто использовали как секретных курьеров. В частности, так поступал сицилийский король Фридрих III. Плюс, именно жонглёры под руководством высокопоставленных любителей искусства развивали так называемый «популистский театр», или театр для простого народа, где ставились пьесы не только комического, но даже эротического характера. Каталонский жонглёр Пер-Шахат даже получил покровительство короля Педро IV, чтобы инквизиция и церковь не сильно беспокоили театральную труппу.
В разных странах жонглёров называли по-разному. Точнее, у данной профессии были разные названия. В России это скоморохи, в Англии — менестрели, в Германии — шпильманы. При этом универсальность жонглёров постоянно развивалась. К концу Средних веков эти мастера на все руки не только пели, танцевали, играли на десятках инструментов, но даже стали выполнять функции парикмахеров и… Дантистов!
Пожалуй, такая размытость и погубила профессию. Пока трубадуры развивали литературный язык и поэзию, жонглёры зарабатывали чем могли и как могли. В итоге потеряли даже собственное название, отдав его другому искусству. Хороший пример, что нельзя разбрасываться талантами и нужно уметь сосредоточиться на чём-то одном.