Константин Гюйгенс. Какой след он оставил в истории?

Реклама
Грандмастер

Это имя — Гюйгенс — знакомо со школы тем, кто дошел до изучения физики. Но почему-то учителя ни разу не обмолвились о том, что у гениального физика был замечательный отец — поэт, музыкант, дипломат…

Константин Гюйгенс (1596−1687) — поэт и композитор голландского «золотого века», дипломат дома Оранских.

Константин родился в Гааге в очень состоятельной семье: отец — секретарь государственного совета (Генеральных Штатов Нидерландов), мать Сусанна Хофнагель — племянница антверпенскогоо художника Йориса Хофнагеля.

Его образование было домашним: для него нанимали гувернеров. С пяти лет его учили петь, с семи лет — игре на скрипке. Потом была лютня, потом клавикорды, позднее — гитара. В одиннадцать лет он начал играть в ансамбле, а позднее продолжал музицировать во время дипломатических поездок. Надо полагать, что играл он блестяще: его приглашали давать концерты для датского королевского двора, для

Реклама
Якова I — короля Англии.

Знакомство с искусством у Константина началось с отцовской коллекции, а позднее он увидел собрание бриллиантов и ювелирных изделий Каспара Дуартэ (1584−1653), португальского еврея-изгнанника.

Константин знал пять языков: французский, латинский, греческий, итальянский, английский. Он изучал математику, право, логику. Образование было не только гуманитарным — он мог сделать пику и мушкет.

К поэзии способный мальчик пришел в 14 лет — сочинил поэму, в которой он восхвалял сельскую жизнь.

В 1616 году Константин поступил в Лейденский университет, но в 1617 году оставил его и вернулся домой — помогать отцу (мотивы отца неизвестны, но можно предположить, что причиной ухода из университета был упор на клерикальное образование).

Реклама

Весной 1617 года Константин начал работать у сэра Дадли Карлтона, английского посланника при дворе в Гааге. Летом того же года он появляется в Лондоне, в доме голландского посла Ноэля де Карона.

Реклама

С 1620 года и до конца двенадцатилетнего затишья (перерыв между войнами) он ездил в Венецию в качестве секретаря посла Франсуа ван Эрсена, который пытался предотвратить возобновление военных действий. Он в посольстве был единственным, кто знал итальянский язык.

В январе 1621 года Константин направляется в Англию секретарем шести посланников Объединенных Провинций, цель которых — убедить короля Якова I поддержать германскую протестантскую унию. В апреле того же года он возвращается в Антверпен. В декабре 1621 года он в составе другой делегации снова едет в Англию, на этот раз с целью получения поддержки Объединенных Провинций, возвращается в феврале 1623 года. В 1624 году он еще раз побывал в Англии.

Реклама

В 1622 году английский король Яков I посвящает Константина в рыцари — свидетельство его успехов на дипломатическом поприще. Это событие ознаменовало конец молодости Константина: он становится секретарем Фредерика Генриха, принца Оранского — генерал-губернатора Нидерландов.

В 1627 году Константин женится на Сусанне ван Баерле, они произвели на свет пятерых детей. Вскоре после родов последнего ребенка Сусанна скончалась.

Реклама

В 1632 году король Франции Людовик XIII присваивает ему звание рыцаря ордена св. Михаила. В 1643 году Гюйгенс получает право поместить на своем гербе золотую лилию на голубом фоне. И рыцарство, и лилия — свидетельства признания дипломатических заслуг Константина Гюйгенса.

Реклама

Возможно, что Гюйгенс выполнял какие-то инженерные проекты. Известно, что дорога в Гаагу через дюны до Шевенингена была выполнена по его проекту.

Реклама

В течение всей жизни Гюйгенс не переставал писать музыку и стихи.

Константин Гюйгенс умер в Гааге 28 марта 1687 года в возрасте 90 лет. Он похоронен в Большой кирхе в Гааге вместе с сыном, известным ученым Христианом Гюйгенсом.

Христиан Гюйгенс был невероятно талантливым человеком и разносторонним ученым: оптика, математика, механика, физика, астрономия получили от него заметный вклад, а кое-где с него все и начиналось. Пожалуй, это было самым заметным наследием Константина Гюйгенса — поэта, мыслителя, музыканта, дипломата.

Реклама