Тарквиний и Лукреция: почему он поднял на нее нож? История в живописи

Реклама
Грандмастер

Необычность, таинственность, жестокость. Кажется, ни один художник, писатель, композитор не избежал соблазна отразить исторические события (особенно — далекие от нас по времени и месту действия), в достоверности которых современный читатель, зритель, слушатель не может убедиться. Сегодня мы вместе с художником Симоном Вуэ (Simon Vouet) попытаемся проникнуть вглубь веков — в событие, изменившее Рим.

Симон Вуэ (1590−1649 гг.) жил и творил во Франции, путешествовал по Италии, изучал ее историю, расписывал римские соборы. Естественно, он интересовался историей Италии. Одно из свидетельств этого интереса — картина «Тарквиний и Лукреция» (об этой картине ничего неизвестно — ни даты создания, ни размеров, ни местонахождения).

Реклама

…Драматическая сцена в спальне: мужчина замахнулся ножом на женщину. Нет никаких сомнений в его намерениях: она умрет, если не уступит. Этот мужчина — Секст Тарквиний, младший из сыновей римского царя Тарквиния II Гордого. Женщина перед ним — Лукреция, жена знатного римлянина, сенатора Коллагина. Этот эпизод описал Овидий в «Фастах».

Римское войско осаждало один из итальянских городов — Ардею, ни осажденные, ни осаждавшие не рвались в бой. Затишье. Куда девать свободное время?

«Пир и попойка идут: молодой угощает Тарквиний
Близких друзей».

Слово за слово — компания собралась поехать на ночь в Рим к своим женам.

Лукреция — жена Коллагина, одного из соратников и кровного родственника Тарквиния — в это время была занята тем, что вместе со своими служанками пряла нить для плаща, который она хотела связать своему мужу. Муж входит к ней в покои вместе с Тарквинием. Лукреция сердечно встречает своего супруга:

Реклама

«Мужу повисла на грудь — сладкое бремя ему».

Тарквиний сражен красотой и манерами Лукреции:

Мучит Тарквиния страсть; перед ним стоит образ далекий.
Вспомнит ли, нравится в ней все тем сильнее ему:
771 «Так сидела, одета была так, сплетала так нити,
Волосы вольной волной падали на спину ей.
Были черты лица таковы, таковы были речи,
Цвет лица таков был, облик изящен был весь».

Вся компания вернулась в военный лагерь. Но Тарквиний решается: он возвращается, он едет в Рим, к Лукреции (когда это произошло — неясно, может быть, на следующий день, может быть, позднее). Она принимает его, как дорогого гостя. И вот:

«Ужин окончен. Уж время ночное ко сну призывает.
Полночь была, и весь дом тьмою ночною объят.

Реклама

Он поднялся, из ножен обнажил свой меч золоченый,
Входит в спальню твою, в спальню стыдливой жены».

Реклама

Тарквиний грозится ее убить и оболгать, если она ему не уступит.

Симон Вуэ изобразил этот момент в сюжете картины: практически обнаженный Тарквиний над Лукрецией, которая еще пытается его остановить. Она сопротивляется: ее волосы подчеркивают движение головы, на полу — опрокинутая ваза. За портьерой — убегающая от этого ужаса служанка. Трагичность события художник обозначил красной драпировкой, которая служит фоном.

Реклама
Реклама

Что осталось за рамками картины? Она сдается. Утром Лукреция решает все рассказать самым близким: отцу и мужу. И после этого закалывает себя у них на глазах. Возмущенные родственники и горожане Рима свергают царскую власть и учреждают республику.

P. S. Этот сюжет привлекал многих художников. В большинстве полотен авторы изображали героев этого эпизода римской истории обнаженными полностью. Симон Вуэ оголил Тарквиния, а Лукреция еще в платье. Это как бы соответствует последовательности действий насильника.

Реклама