Вот история, которая привела к зверскому финалу:
Это Сатурний-отец увидал с высокой твердыни
И застонал и, стола Ликаонова гнусный припомнив
165 Пир, недавний еще, получить не успевший огласки,
Сильным в душе запылав и достойным Юпитера гневом,
Созвал богов на совет.
Цитируется по Овидию, «Метаморфозы», книга I
Другими словами, Юпитер был в необычайном гневе: Ликаон пригласил его на пир, который Юпитер счел гнусным (следует заметить, что такая запоздалая реакция верховного правителя Олимпа как бы не должна быть свойственна богу, ему надо было бы заранее знать об этой гнусной пирушке и наказать организатора — Ликаона). Он собирает совет богов, рассказывает о своих огорчениях:
Подал я знак, что пришло божество, — народ тут молиться
Начал. Сперва Ликаон над обетами стал насмехаться
И говорит: «Испытаю при всех в открытую, бог ли
Он или смертный. Тогда не будет сомнительна правда».
То, что Ликаон не верит в Юпитера, огорчительно, но к этому добавляется еще одно обстоятельство:
Но, не довольствуясь тем, одному из заложников, коих
Выслал молосский народ, мечом пронзает он горло.
После в кипящей воде он членов часть полумертвых
Варит, другую же часть печет на огне разведенном.
Ликаон принес в жертву человека! Этого Юпитер не мог стерпеть, он обращает Ликаона в волка.
Вот эту финальную точку в истории выбрал как сюжет для своего полотна один из художников Золотого века голландской живописи Ян Коссирс (1600−1670). Ранние работы художника в манере Караваджо изображали жизнь простолюдинов. Позднее он перешел к историческим и религиозным темам, начал писать портреты. Как пишут историки искусства, он стал одним из самых заметных художников Антверпена после смерти Рубенса (1640 год) и был выдающимся колористом Фландрии XVII века.
Художник постарался передать все элементы, все составляющие мифа: трапезу, гнев Юпитера, превращение злодея в волка.
В сюжете картины несколько действий сведены к одному месту — столу с жертвенным мясом (у Овидия превращение Ликаона в волка произошло не во время пирушки, несколько позже и в другом — неуказанном — месте).
События за столом, по версии художника, происходили так: Ликаон пригласил Юпитера на трапезу, стол накрыл скатертью, поставил булочку, тарелку для гостя, положил ему нож, а затем поставил блюдо с мясом. Именно в этот момент Юпитер узнал, что ему подают. Именно поэтому он назвал этот пир «гнусный».
Юпитер справа, его божественность обозначена ореолом и орлом над головой, извергающим стрелу и молнии. Злодей уже получил морду волка, но превращение еще не закончено: у него остались руки (лап еще нет!), и он тянется к куску мяса, чтобы сожрать его. Жест Юпитера как бы останавливает злодея и в то же время запускает процесс обращения его в зверя.
Следует заметить, что в действиях Юпитера есть как бы проблеск демократии: он собирает богов-олимпийцев на совет. Но совет как таковой ему не нужен: он оглашает свое решение и ждет от олимпийцев одобрения своих действий: «Он уже кару понес, и об этом оставьте заботу».
Злодей наказан, но сколько он бед принесет в новом обличье — нам знать не дано…