Меркурий, Герса, Аглавра – что с ними случилось?

Реклама
Грандмастер

Французский художник Луи Жан-Франсуа Лагрене́ для одной из своих картин взял эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Незатейливая история о любовниках, которым пыталась помешать завистливая сестра, и о Зависти, которая дожила до нашего времени.

Меркурий, Герса и Аглавра — действующие лица одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия (книга 2, ст. 725)

Меркурий летал над горами и долами по каким-то своим делам. А тут — процессия девиц, которые несли к храму Паллады приношения. Как бы естественно, что молодой бог окинул взглядом всю колонну. Одна из девиц привлекла божественный взгляд:

Там меж девушек всех намного пленительней Герса
Шла, и всего торжества, и подружек своих украшенье.

Меркурий ошеломлен красотой, в нем загорается «дотоле не бывшее пламя». Он прихорошился: пригладил волосы, поправил хламиду, взял свой посох (кадуцей), и даже «до блеска натер крылатых сандалий подошвы».

Расфранченный бог без всяких колебаний направился в дом девицы с намерением взять ее в жены. Его встретила Аглавра, сестра Герсы. И ей чем-то не понравился Меркурий, хотя он представился по полной: чем он занимается и кто его отец (а его папа — не кто-нибудь, сам Юпитер!). И Аглавра выставила его из дома, ничего не сказав сестре! Обиженный Меркурий ушел.

Реклама

Это немедленно стало известно сестре Меркурия — богине войны Минерве. Обида за брата понудила ее к мести — она решила наслать на Аглавру Зависть:

Тотчас же к Зависти в дом отправляется, грязный от яда
Черного.

И здесь же пара слов о самой Зависти:

Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит.

Она (Минерва) приказывает Зависти:

«Ядом своим отрави одну из рожденных Кекропом, —
785 Ту, что Аглаврой зовут. Так должно».

Зависть делает свое черное дело: она приблизилась к Аглавре и…

Стала приказ выполнять: ей грудь заскорузлой рукою
Трогает, сердце ее наполняет крючками колючек.
800 Сок вредоносный в нее вдыхает старуха и черный
Яд разливает в костях и в самые легкие брызжет.

Реклама

Меркурий возвращается, стоит у порога, просит Аглавру впустить его, но та непреклонна. Озлобленный Меркурий обращает Аглавру в камень.

Французский художник Луи Жан-Франсуа Лагрене (1725−1805), формируя сюжет картины, несколько отступил от литературной версии отношений персонажей. Он изобразил влюбленных — это Меркурий и Герса.

Отличительные признаки Меркурия — крылышки на сандалиях и крылышки на голове. Вот здесь художник отошел от канона: обычно крылышки на голове — это крылышки на шлеме Меркурия.

Реклама

Влюбленные — в недвусмысленной позе: вот-вот они сольются в страстном порыве. На лицах — «румянец нестыдливый», «там быстро их блуждали взгляды, руки…» (как метко заметил Александр Сергеевич Пушкин и как ухватил художник). Герса, судя по ее взгляду, в полубессознательном состоянии. А у Меркурия на устах — полуулыбка: как бы предвкушение получения желаемого.

Но что-то они в спешке не предусмотрели. Действие происходит на балконе, за балюстрадой стоит злыдня-сестра. Видимо, она только что отодвинула портьеру, они еще не почувствовали ее присутствия. Еще миг — и завистница обратится в камень. Думаю, что влюбленным это не испортит настроения (хотя кто его знает, все-таки сестра окаменела).

Дальнейшая судьба союза влюбленных скрыта покровом веков: ничего неизвестно ни об их жизни, ни об их потомках (если они были). А Зависть дожила до наших дней…

Реклама