Какими бывают враги? Божественный ветер камикадзе

Реклама
Грандмастер

Их было трое, кого Президент Рузвельт считал самыми смертельными врагами США: адмирал Ямамото Исороку, вице-адмирал Нагумо Тюити и вице-адмирал Такидзиро Ониси.

Военные действия на европейском континенте в той войне против гитлеровской коалиции никогда не были приоритетными для США. Интересы США тогда лежали на Востоке, и направление главного удара военной мощи страны было сосредоточено на Тихом океане. Главным врагом президента Рузвельта был вовсе не Гитлер, а Япония. Участие в европейских военных действиях было лишь данью своим союзническим обязательствам. Но жало войны для США сидело в загадочной Японии.

Реклама

Клаасовский пепел Перл-Харбора смешался с пеплом Хиросимы и Нагасаки. Враги были повержены. Но дай нам бог всегда таких врагов: не загнанных в бункеры, щели и канализационные трубы жалких голых королей, а настоящих самураев, воинов чести и славы. Банзай!

Адмирал Ямамото нашел свою смерть в пламени пылающего сбитого истребителя 18 апреля 1943 года. В его руках, как и положено самураю, был самурайский меч. В июне 1944 года, когда положение стало безвыходным, вице-адмирал Нагумо Тюити совершил сэппуку по кодексу чести бусидо.

О третьем человеке и о деле его жизни и будет мой рассказ. Именно он подхватил меч чести из рук павшего (как положено самураю) на лицо, не на спину, сэнсея Нагумо и объял ужасом этого меча все союзнические армии (флот Австралии и Новой Зеландии полностью свернул свои военно-морские операции с возникновением эскадрилий камикадзе) — он основал и возглавил корпуса таранных атак «Симпу токубэцу когэки тай», эскадрильи специальных атак Божественного ветра (по-другому эти же иероглифы «cимпу» читаются как «камикадзе»). Отец камикадзе, он ответил собственным самоубийством за смерти своих сыновей-смертников. Было ему 54 года. 37 из них он отдал императорскому флоту. Банзай!

Реклама

Божественный ветер. В 1274 году монгольские войска десантирует на Цусиму и Кюсю захватчивый внук Чингисхана. Они уже почти разгромят японских воинов, когда налетит тайфун и полностью разобьет флот Хубилая, а воодушевленные ветром самураи сбросят монголов в в море. В 1281 году монголы повторяют высадку и снова происходит чудо — разметан очередным божественным тайфуном-освободителем монгольский флот. Тогда и назвали японцы тайфун Божественным ветром: ками — боги, кадзе — ветер. Камикадзе. С тех пор на белой (в цвет смерти) головной повязке смертников-добровольцев (хатимаки) будут черным по белому читаться два грозных иероглифа: ками и кадзе.

Через 3 месяца сбылось то, что привело к харакири вице-адмирала Нагумо Тюити — японский флот был обречен, Япония находилась на краю поражения, Филиппины и Окинаву было не удержать против превосходящих сил американских авианосцев.

Реклама

После гибели первых двух самураев Второй мировой, третий самурай принимает историческое решение. Оно отодвинет капитуляцию Японии на два года, принесет новые реки крови с обеих сторон, но запишет в Книгу Жизни небывалый подвиг духа японского воина-смертника, сравнимый лишь, пожалуй, с библейской Масадой иудейской. Больше никогда в истории подобного не случалось.

Япония капитулировала. Но самураи не капитулируют. Наутро после подписания капитуляции вице-адмирал Такидзиро Ониси (уже накануне объявленный странами-победительницами военным преступником, подлежащим суду международным трибуналом), чисто побрился, совершил омовение, подписал все необходимые распоряжения по смерти, приготовил свой самурайский меч, оделся в белоснежные одежды и хатимаки с черными иероглифами, связал себе икры (чтобы упасть на лицо, как положено самураю!) тугим кушаком от кимоно, привел в порядок свои мысли и совершил… нет, не сэпукку!

Реклама

То, что на низком и простонародном языке называют харакири (живо-дерство), носит смысловой оттенок пренебрежения: иероглифы хара — живот, кири — резать, только наоборот поставленные. Обычно харакири исполняют одним ударом в живот мечом, справа налево и с подворотом. Так можно лишь смыть позор, доказав свою готовность для первого удара. Но при сэппуку (так правильно называть то, что мы неправильно называем «харакири») всегда присутствует помощник, который одномоментно с всаживанием смертником меча в живот своим мечом отсекает самураю голову. Это он доводит само-приговор до его цели.

Классически же голова должна упасть вперед в ноги самураю и висеть на полоске кожи. Гуманно, надежно, пристойно на японский манер. Вжик! Проворот меча по косой. Вжик — голова с плеч! Душа стала святым светлячком и улетела в храм. Бесчестие смыто кровью, честь и уважение потомкам смертника вовеки.

Реклама
(Любая японская девушка благородных самурайских кровей получала при замужестве меч для сэппуку. Так она уходила в случае смерти или императора страны, или мужа — через меч и контрольный взмах. Великие женщины Японии…)

Но есть еще уход «дзюмондзи гири». Один, без ангелов, без помощников, самурай сам и только сам приводит приговор в исполнение. Никаких спасительных усекновений главы. Самурай выбирает «дзюмондзи гири», когда он хочет пройти длительный путь предсмертных страданий самостоятельно. Для этого он совершает два удара мечом и рассекает свое чрево крестообразно. Лодыжки туго привязаны к сидящему телу кушаком, никогда предсмертные конвульсии не оскорбят картины ухода самурая — он умрет по кодексу чести бусидо.

Реклама

Так ушел из жизни вице-адмирал и самурай Такидзиро Ониси. Человек, стоивший США восьмидесяти процентов потерь американцев в последнем этапе войны в Тихом океане. После разгрома Японии американцы подсчитали, что японские камикадзе затопили 81 крупный военный корабль и вывели из строя 288 боевых судов.

Летчики-смертники Японии, по сути, применяли тактику самопожертвенного тарана еще задолго до официального учреждения эскадрилий камикадзе. Такидзиро Ониси лишь узаконил уже существующее. И это был единственный и первый раз в мировой истории военного искусства, когда смертники были выделены в особый род войск, специально обучались самоубийственному тарану (без обучения катапультированию, посадке), экипировались специальной техникой — самолетами-бомбами, с которых сбрасывались шасси после взлета.

Реклама

Такидзиро Ониси лишь придал актам самопожертвования добровольных смертников статус официальной и массовой военной доктрины. Первый массированный удар камикадзе был испробовали на Филиппинах в октябре 1944 года. Тогда удалось повредить несколько боевых кораблей, а эскортный авианосец, в который угодил первый и единственный самолет-бомба «Зеро», был затоплен. Первый успех позволил быстро развернуть на основе пилотов-добровольцев четыре авиасоединения «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато», наводивших ужас на корабли противника.

Спасти выдыхающуюся Японию от поражения камикадзе не смогли. Однако и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циничными хладнокровными богдыханами в адмиральских погонах. Посылая на смерть, заставляя жертвовать своими жизнями других, распоряжаясь чужими смертями, они готовы были пожертвовать и своей собственной жизнью. Банзай, Ниппон, банзай, самурай Такидзиро Ониси. Вечная им воинская слава и память. Безумству храбрых — банзай!

Омыта и ясна
Теперь луна сияет.
Гнев бури миновал.
Теперь все сделано,
И я могу уснуть на миллионы лет
.

Вице-адмирал Такидзиро Ониси, отец кaмикадзе.
Танка, написанная перед совершением дзюмондзи гири.

Реклама