Тристан и Изольда — герои средневекового романа о рыцарских подвигах и рыцарском благородстве, о подлости и предательстве, о счастье и несчастье любви. Роман довольно длинный, поэтому пришлось остановиться только на главном событии — действии любовного напитка.
Итак, хорошо запутанная история: отец ребенка — король — сложил голову в сражении, мать на сносях умерла почти от горя, возможно, при родах. Мальчика спас от смерти один из верных слуг, он его вырастил и воспитал как настоящего рыцаря.
Юноша подрос, его похищают, но корабль попал в бурю, и эта буря успокоилась только тогда, когда похитители оставили добычу. Волны отнесли лодку, в которую разбойники посадили Тристана, к берегу, где охотники загнали оленя. Юноша удивил их своим умением разделать тушу.
Охотникам он представился сыном купца. Его отвели в замок, который (совершенно случайно!) оказался замком его дяди (но никто об этом и не догадывался!). Прошло три года, их кровное родство обнаружилось. Хозяин замка король Марк снарядил своего племянника в поход за имуществом, которое отняли у отца Тристана.
Тристан у короля Марка избавляет корнуэльцев от страшной дани, которую надо было приносить ежегодно: триста юношей и девушек пятнадцатилетнего возраста — он убивает великана, который должен был их забрать. А у этого великана была златокудрая сестра Изольда, и она знала, что ее брата убил Тристан. Это имя стало ей ненавистно.
А тем временем после битвы Тристан начал слабеть: его травил яд, которым великан смазал свой меч и которым несколько раз поранил Тристана. Ему не помогали никакие снадобья, в итоге он попросил положить его в лодку — пусть ее унесут ветры. В лодке не было ни весел, ни паруса, только арфа.
Тристана носило семь дней. У него еще оставались силы изредка играть на арфе. И однажды его музыку услышали рыбаки. Они отвели его лодку в гавань и отдали страдальца в руки своей госпожи. А эта госпожа была Изольда!
Она его лечила-лечила и залечила до того, что он начал ощущать к ней нездоровое влечение. И решил сбежать от всяких неприятностей. Тристан вернулся к королю Марку.
Еще одна интрига: король Марк очень любил Тристана, и придворные подозревали, что Тристану достанется трон. Они подбивали короля жениться, произвести на свет наследника, тот отнекивался и все искал предлог, как избежать этой участи — взять жену.
И тут — его величество Случай! В окно влетели две ласточки, которые бились друг с другом за длинный женский волос золотистого цвета. В итоге волос выпал, ласточки улетели, а Марк объявил, что ему нужна та, у которой был этот волос.
Придворные решили, что над ними издеваются, а Тристан вспомнил о своей избавительнице. И поклялся королю Марку, что привезет ему златовласую королеву.
Тристан поплыл за невестой, прибыл на место. И тут выясняется, что здесь есть дракон, который пожирает девушек. Каждый день. У городских ворот. Нет девушки — нет входа и выхода из города. Король Ирландии готов отдать свою дочь Изольду за того, кто избавит город от чудища.
Тристан убивает дракона, получает Изольду и собирается в обратный путь. Ее мать сварила для дочери зелье, кувшин с которым отдала служанке с наказом никому его не показывать, а в первую брачную ночь дать его выпить молодоженам:
«Такова его сила, что те, которые выпьют его вместе, будут любить друг друга всеми своими чувствами и всеми помыслами навеки, и в жизни, и в смерти».
Итак, Тристан и Изольда плывут к королю Марку. Жарко, хочется пить, они просят служанку дать им напиться. Служанка нашла заветный кувшин, наполнила кубок, который молодые люди осушили до дна.
Они вкусили радость любви. И хотя служанка (вся в слезах, она знала, чем это кончится) сказала, что «в этой проклятой чаше вы испили любовь и смерть»
Любовные страсти и истории любви всегда вдохновляли художников, которые сами неоднократно переживали это состояние, без них они не смогли бы творить. Картины, посвященные Тристану и Изольде, полны трагизма.
Одна из них — работа английского художника Джона Уотерхауса (1849−1917 гг.). Он родился в семье художника, поначалу учился живописи у отца, позднее — в Королевской Академии художеств в Англии. Художник написал немало популярных полотен. Сюжеты картин он брал из литературы.
Картина «Тристан и Изольда на корабле». Молодые люди нашли кувшин с питьем. Сейчас они выпьют любовное зелье, и начнется череда их приключений. А пока — на их лицах не то озабоченность, не то тревога. Они пристально смотрят друг на друга. Что они пытаются увидеть? Художник как бы предвосхищает события, изображая Тристана и Изольду почти влюбленными (хотя в романе влюбленность пришла после опустошения бокалов).
Одежда героев обозначила социальный статус рыцаря и принцессы: доспехи, роскошное платье с горностаевой оторочкой по подолу, кошелек с драгоценностями на руке принцессы (по логике — в море нет нужды так одеваться).
Еще мгновенье — и любовный напиток изменит их жизнь: они испытают любовные муки, радость соединения, горечь разлуки. В конце романа — одновременный уход из жизни.
Роман заканчивается обращением к читателям:
Привет, всем тем, кто томится и счастлив, кто обижен любовью и кто жаждет ее, кто радостен и кто тоскует, — всем любящим. Пусть найдут они здесь утешение в непостоянстве и несправедливости, в досадах и невзгодах, во всех страданиях любви.