Автор книги — военный врач, полковник медицинской службы — собрал воспоминания оставшихся в живых подводников, характеристики офицерского состава и заключения медицинских экспертиз тел погибших. Поэтому объективность фактов, изложенных в книге трудно, поставить под сомнение.
Евгений Александрович обращает внимание на состав экипажа лодки. Он отмечает, что 25% офицерского состава служили на ней менее года после обучения. По штатному комплектованию экипажа должно быть 57 человек, а фактически в боевой поход отправилось 69 человек.
Обитаемые помещения на корабле не соответствовали нормативам. В каютах была уменьшена удельная площадь на человека. Для экипажа не было предусмотрено обустроенных мест для отдыха и спортивных занятий, что, по мнению автора, отрицательно влияло на психоэмоциональное и физическое состояние моряков. К тому же, когда произошел
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Для описания хронологии событий рокового дня трагедии
В отделке отсека был использован горючий материал, выделяющий токсические пары. При тушении пожара оказалось недостаточно фреона.
После возникновения возгорания командир отдал команду всплывать, для чего цистерны были продуты сжатым воздухом. Но раскаленные трубы в 7 отсеке не выдержали давления и лопнули. Воздух попал в очаг возгорания и создал эффект доменной печи, после чего температура резко возросла настолько, что начала расплавляться внешняя обшивка лодки, а морская вода у борта стала закипать и бурлить.
При использовании шланговых дыхательных аппаратов многие члены экипажа надышались угарным газом. Дело в том, что в шланги через разрывы поступал ядовитый газ от пожара. А команда надеть индивидуальные дыхательные аппараты была дана с опозданием.
До последнего капитан 3-го ранга Испенков удерживал дизельную установку работающей, чтобы не обесточить гибнущий корабль и дать возможность экипажу спастись. Он так и погиб на своем боевом посту. Реактор был заглушен.
Подлодка всплыла. Но из-за поступления в 7-й отсек забортной воды через прогоревшие кабельные вводы появился крен. Моряки стали готовить спасательные плотики, до последнего надеясь, что их корабль все-таки останется на плаву.
Когда «Комсомолец» стал стремительно погружаться, члены экипажа, находившиеся в отсеках, воспользовались всплывающей спасательной капсулой. Но, к сожалению, люк вышибло давлением, внутрь стала поступать забортная вода. На поверхность выбросило только В. Слюсаренко. Он стал единственным подводником в мире, всплывшим с глубины 1500 метров. Остальные, в том числе и командир корабля, капитан 2-го ранга
В результате аварии и гибели подлодки из 69 членов экипажа выжило 27 человек, 42 русских моряка погибло. Весь личный состав был награжден Орденом Красного Знамени.
В конце повествования автор книги публикует раздел под названием «Претензии ВМФ и возражения проектантов», где Главное управление ВМФ пишет о конструктивных недостатках подводной лодки, а кораблестроители перекладывают вину на экипаж, который нарушал правила эксплуатации.
Прошли годы, а причины гибели К-278 до конца так и неясны. Анализируя черновик вахтенного журнала, опытный морской офицер мог бы, наверное, понять, какие действия экипажа были ошибочными, а какие и вовсе фатальными. Не надо забывать о том, что моряки находились в стрессовой ситуации, но, несмотря ни на что, они мужественно сражались до последнего вздоха, а некоторые из них погибли на своем боевом посту.