Фантастика и фэнтези — такие же книжные жанры, что и другие, просто в них значительно больше идей и предположений автора. Жанры фантастики и фэнтези появились в XX веке, первых авторов фантастических романов уже помнят только специалисты, но целый ряд хороших книг, написанных в 1920−30 годы, до сих пор пользуются спросом у читателей и переиздаются.
Клиффорд Саймак (1904−1988) — писатель, ставший известным задолго до начала космической эры. Все его произведения немного парадоксальны, в них читателю для размышления и самостоятельного анализа предлагаются совершенно необычные мысли и идеи.
Писал он свои произведения даже будучи глубоким стариком, его рассказ «Грот танцующих оленей» удостоился трех премий для писателей-фантастов (Хьюго, Небьюла и Локус) в 1981 году, когда ему уже было далеко за 70 лет.
Роман «Кольцо вокруг Солнца», написанный в 1954 году — из тех книг, которые запоминаются читателю. Вроде бы это произведение посвящено проблеме эволюции человека и пути, по которому будет развиваться человечество по мере таковой эволюции.
Вот что будет, если люди будут развивать не только свои физические силы, но будут развиваться и ментально?
Скажем, в ходе эволюции человека в рамках перехода количества в качество кто-то начнет читать мысли людей, кто-то станет обладать способностью проникать сквозь пространство в иные миры, кто-то получит еще какой-нибудь необычный дар. Или просто станет гениальным бизнесменом, или психологом, или писателем, или программистом.
Может такое случиться? Возможно, что и да. А что произойдет после? Автор начинает рассматривать — что могло бы произойти, если бы среди людей оказались мутанты, способные проходить сквозь пространство. Они ведь могут попробовать разрушить земную цивилизацию обычных людей, почему бы и нет!
А вот дальше выдается сверхоригинальная методика, как именно мутантам можно легко и просто разрушить человеческую цивилизацию.
Оказывается, для этого нужно совсем мало — начать производить «вечные» вещи, используемые людьми. Сначала в продажу поступили вечные безопасные бритвы, затем вечные лампочки, потом настал черед вечных автомобилей и домов. Причем если лампочки и бритвы и впрямь были вечными, то есть ввинтил лампочку, и она никогда не перегорит, или стал бриться — и бреешься месяц, год, десять лет, в конце концов — завещал ее сыну или внуку, то автомобили были вечными только по двигателю и трансмиссии, колеса у них истирались, как у других автомобилей (не хватило фантазии у автора дать «вечмобилю» еще и вечные колеса). А вечные дома, хоть и были вечными, все равно требовали подвода газа, воды, связи и отвода канализации, электричеством такие дома снабжали солнечные батареи, установленные на крыше.
И, как оказалось, это означало крах тогдашней американской цивилизации — ведь люди переставали тратить деньги на новые лампочки, бритвы, автомобили. А это означало снижение спроса на сталь, на стальной прокат, на все, что необходимо для производства и лампочек, и бритв, и всего остального. От того, что новые «вечдома» сами себя отапливали и освещали, теряли доходы энергетические компании.
По всей стране множество производств становилось банкротами, на улицу выбрасывали десятки и сотни тысяч рабочих (так было описано в романе). И все это произошло из-за того, что люди стали производить меньше мусора, некачественных изделий — быстро перегорающих лампочек, бритв, которые надо выбросить после первого же бритья, автомобилей, которые надо отвозить к механику раз в месяц, а то и чаще.
Читатели ужасаются хрупкости цивилизации, не понимая, что на самом деле в книге описана современная автору цивилизация чистогана, когда делать качественные вещи — смертельно опасно для самого существования американского общества.
Роман имел большой успех у читателя, его перевели на многие языки, его вновь и вновь печатают во многих странах скоро уже 70 лет. Но понимают ли западные читатели, о чем именно написал автор? Ведь это на Западе, используя контролируемый износ, уже лет 20−30 выпускают машины, которые безотказно работают весь срок гарантии, а потом у них как-то сразу начинает что-то ломаться, иногда настолько важное, что ремонт стоит дороже, чем новую купить. А различные массово выпускаемые нынче гаджеты быстро выходят из моды, и их заменяют более модными. А если в них что-то сломается, то ремонт стоит дороже покупки нового устройства.
И все это было описано Клиффордом Саймаком в 1954 году, когда гордостью производителя было делать надежные вещи, которые безотказно работали много лет без каких-то проблем.