По нынешним временам книги Александра Романовича Беляева кажутся наивными, в чём-то даже примитивными. Но это обманчивое впечатление.
Произведения Беляева этой наивностью и непосредственностью как раз и подкупают. Ведь в его книгах если персонаж — герой, так он герой, если злодей — так уж настоящий злодей и негодяй. Без всяких нынешних сантиментов, оправданий, пониманий и толерантности. Ведь не одно поколение читателей именно за это и ценит книги Беляева, что в них есть некий идеал, будь то одиночный положительный главный герой или даже группа положительных героев.
Кроме этого, многие произведения Александра Романовича ценны своими блестящими, зачастую провидческими идеями.
Ведь какие книги нынче частенько встречаются на книжных полках в разделе «Фантастика»? Всякие стрелялки-бродилки или серенькие книжки про скорый конец света. А у Беляева что ни произведение, то замечательная и необычная идея!
Взять хотя бы его культовый роман «Человек-амфибия». Интересно читать? Конечно! И фильм смотреть тоже интересно. Потому что есть идея, довольно передовая даже по нынешним меркам, необычный сюжет, да ещё приправленный красивой романтической историей. Наверное, по этой причине означенная книга часто появляется на книжных полках соответствующих магазинов. И это несмотря на то, что роман написан почти сто лет назад!
А возьмите малоизвестную повесть «Золотая гора». Произведение впервые увидело свет в 1929 году, и речь в нём шла о получении и дальнейшем использовании огромной энергии атома. И это — в 20-х годах ХХ столетия!
Конечно, писатель-фантаст внимательно следил за научными достижениями своего времени, и «Золотая гора» появилась не случайно. Однако мирный атом был освоен только через несколько десятилетий. То есть Беляев в «Золотой горе» стал эдаким прозорливцем.
То же самое можно сказать и о романе «Человек, потерявший лицо». Это произведение входит в так называемый «биологический» цикл Беляева. «Биологический», потому что у Александра Романовича ещё есть «Голова профессора Доуэля», уже упоминавшийся «Человек-амфибия», затем «Человек, нашедший своё лицо» (по сути, переработанный «Человек, потерявший лицо») и рассказы «Изобретения профессора Вагнера».
Так вот, во всех только что упомянутых книгах Беляев размышляет о будущем трансплантологии (тогда и слова такого ещё не было), морально-этических проблемах пересадки человеческих органов и возникающих после этого проблемах. Заметьте — это почти 90 лет назад!
А ещё особую изюминку книгам Беляева придаёт его начитанность и любознательность. В самом деле, прежде чем написать то или иное произведение, пускай даже и короткое, Александр Романович внимательно изучал интересующий его вопрос.
- Появились сообщения о передаче движущихся изображений на расстояние — и Беляев выдаёт повесть о глубоководных телевизорах «Чудесное око».
- Становятся известными опыты профессора Воронова по омолаживанию людей и животных — и вот тебе роман«Человек, потерявший лицо».Реклама
- Появляется серьёзная научная база, обосновывающая межпланетные перелёты — и Беляев выдаёт «Прыжок в ничто». Интересно, что послесловие к первому изданию этого романа написал известный профессор Рынин, а предисловие ко второму изданию «Прыжка» создал сам Циолковский. Он довольно высоко оценивал этот роман Беляева.
- В обществе вовсю размышляют о роботах — и вот появляется беляевский «Сезам, откройся!».
- Становятся широко известны опыты советского медика Брюхоненко по пересадке органов — и появляется легендарный роман «Голова профессора Доуэля».
В общем, о творчестве Беляева говорить можно долго, но лучше что-нибудь прочитать из его произведений. Благо, выбор нынче велик.