Речь идет о высокогорной части Китая. И не о всей части, а только о той, куда прежде можно было добраться лишь пешком, потратив на дорогу несколько месяцев.
Вьючные животные не выдерживали трудности дороги. По этой причине основную часть пути приходилось преодолевать исключительно пешком. Ситуация стала меняться только в конце минувшего века, когда появились планы построить уникальную железную дорогу, какой нет нигде в мире. Дорога должна была сразу же попасть в знаменитую книгу рекордов Гиннесса по нескольким параметрам.
Главная трудность состояла в том, что на большой высоте поезд теряет мощность и нужны особые тепловозы. Кроме того, требовались пассажирские вагоны с повышенной системой защиты, предусматривающей автоматическую подкачку кислорода. Потребовалось под сиденьями встроить дополнительные системы подачи кислорода к индивидуальным кислородным маскам. Похожая по принципу действия система применяется только в авиации и медицине.
Дорога строилась в два этапа из-за большой технической сложности и в связи с финансовыми огромными затратами. Первая часть (Цинин — Голмуд), протяженностью 814 км, была принята в эксплуатацию в 1984 году. Вторая часть (Голмуд — Лхаса), протяженностью 1142 км, была принята в 2006 году и строилась пять лет из-за высокогорья и трудностей с доставкой материалов. Общая длина железной дороги — 2956 км.
На всем этом пути много станций, но 90% от общего их количества действуют в автоматическом режиме — все необходимые операции совершает современная электроника.
Надо особо заметить, что маршрут следования поезда начинается в самом Пекине. Объявление о начале посадки в вагоны пассажиров дается на нескольких языках. В том числе и на английском, учитывая большое количество туристов и путешественников из разных стран, желающих столь экзотичным образом посетить Тибет.
Поезд-люкс имеет номер Т28/27. В нем по части комфорта продумано все до мелочей. Есть даже горячая вода. Разумеется, вагоны делятся на плацкартные и купейные. В купейных для увеличения вместимости применена особая конструкция, места — только сидячие с мягкими креслами. Рядом с креслами — аппараты подачи кислорода и маски. В небольших ящичках — система управления подачей, разобраться в которой достаточно просто. Но разбираться не требуется, поскольку имеется инструкция.
В плацкартных вагонах (а фактически это общие вагоны, но с большим количеством удобств) тоже имеется подача кислорода. Он нагнетается по магистрали из баллонов и распределяется индивидуальными устройствами с масками.
Все вагоны герметизированы по современным технологиям, применяемым в авиации. Составы идут со средней скоростью 120 км в час. В вагонах есть электронные табло, показывающие температуру воздуха снаружи, скорость движения поезда и атмосферное давление.
Учитывая, что поезд идет 48 часов, в составе имеются рестораны: дорогой — в самой середине состава, и через несколько вагонов — достаточно дешевый. В дорогом можно заказать национальные китайские блюда. В дешевом меню более скромное, но тоже все выглядит аппетитно.
Так как подъем на большую высоту идет этапами (с остановками на станциях), то организм успевает приспособиться к меньшему количеству кислорода. Горная болезнь проявляется лишь у отдельных пассажиров. Однако после того, как поезд преодолеет отметку высоты в 4 км, в вагонах звучит категоричная просьба немедленно ВСЕМ пассажирам надеть кислородные маски. Максимальная высота, на которую поднимается поезд — 5072 метра (перевал Танг-Ла).
Интересно, что для сохранения насыпи железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты при строительстве применили решения, которые частично были использованы в СССР при строительстве БАМа.
Сейчас идет строительство третьей части этой уникальной дороги.