Перейти к предыдущей части статьи
Так, для США и Канады отведены номера с 00 по 13, код России — номера от 460 до 469. Первые три цифры товаров, произведенных в Германии, занимают промежуток номеров от 400 до 440. Коды товаров, изготовленных на Тайване, начинаются с цифры 471. А товары, изготовленные в Народном Китае, метятся цифрами от 690 до 692. Так что спутать этих два Китая невозможно даже случайно.
Следующие 4 или 5 цифр кодируют производителя товара внутри данной страны. В каждой стране эти коды присваиваются специальной национальной организацией по кодированию. С помощью четырехзначных десятичных чисел можно закодировать 10000 производителей, а с помощью пятизначных — 100000. Этого достаточно.
Далее следует пятизначный код, описывающий название товара и его основные характеристики. Этот код занимает позиции, начиная с 8 и до 12 включительно. Код товара присваивается либо изготовителем, либо продавцом. В этих цифрах изготовитель или продавец могут закодировать необходимые для идентификации данные: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и др.
Последняя цифра — контрольная. Контрольное число находят путем определенной последовательности простых арифметических действий. Контрольное число позволяет определить, верно ли была считана вся строка.
Допустим, что код товара 4606453849072. Продемонстрируем, как работает алгоритм вычисления контрольной цифры.
В алгоритме вычисления контрольной цифры шесть последовательных шагов.
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
6+6+5+8+9+7=41
2. Полученную сумму умножить на 3:
41×3=123
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, естественно, без контрольной цифры: 4+0+4+3+4+0=15
4. Сложить результаты вычислений, указанные в пунктах 2 и 3:
123+15=138
5. В результате вычислений пункта 4 взять последнюю цифру: получим 8
6. Из 10 вычесть результат вычислений пункта 5:
10−8=2
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что-либо произошел сбой при чтении, либо мы имеем дело с фальсификацией.
Поясним это на примере. Допустим, мы хотим выдать товар, произведенный в России, за товар тайваньского производства. Для этого, не мудрствуя лукаво, заменим в коде только что рассмотренного товара всего две цифры в коде страны. Вместо 460 напишем 471: 4716453849072. Рассчитаем теперь контрольную цифру, следуя только что использованному алгоритму. Получаем, что в этом случае результат 8, а не 2.
Иногда все же код страны, нанесенный на этикетку товара, не соответствует стране-изготовителю, указанной в ярлыке или заявленной на упаковке, и это не результат фальсификации. Причин несовпадения может быть несколько.
- Во-первых, фирма может быть зарегистрирована в той стране, куда производится экспорт ее продукции. Например, завод фирмы «Фольксваген» находится в Калуге и поставляет свою продукцию, главным образом, в Россию.Реклама
- Во-вторых, товар может быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране.
- Третьей причиной может быть то, что товар изготовлен в одной стране по лицензии фирмы, расположенной в другой стране. Так, большинство итальянской модной одежды изготавливается по итальянской лицензии в странах Ближнего или Дальнего Востока, где труд рабочих стоит несравненно меньше, чем в столице мировой моды Милане.
Как ни странно, отцы православной церкви тоже обратили внимание на штрих-коды. И взглянули они на них — что не удивительно — со своей колокольни. Взглянули и обнаружили наличие в каждом вводимом штрих-коде сочетание трех шестерок. 666 — знаменитое «число зверя» из Апокалипсиса — многие считают именем дьявола, а посему находят в невинном средстве автоматизации торговли скрытую угрозу для всего человечества. Кто хочет подробностей, может погуглить сочетания слов «EAN-13 666», «EAN-13 православие» или «штрих-код православие» и ужаснуться. Или посмеяться.
Но в любом случае, логика объяснения в указанных статьях будет не теологическая, а потому вполне понятная. Начальных сведений, которые были сообщены в двух предыдущих статьях, посвященных штрих-кодам, вполне хватит для этого понимания.