Сначала за основу было взято снаряжение летчиков, летавших на больших высотах на реактивных самолетах. Но позже обнаружилось, что авиационный скафандр по своим параметрам не годится. Пригодным оказался лишь гермошлем. Да и то после основательной переделки.
Стратосферный скафандр — устройство очень сложное. Управление им сравнивают с управлением реактивным самолетом. У космонавта просто может не быть «лишних» секунд для принятия решений. Требовалось создать скафандр с автоматическими или полуавтоматическими функциями работы.
Впервые космические скафандры были испытаны на собаках Рыжик и Лиса (24 июня 1954 года). В дальнейшем было признано нецелесообразным испытывать скафандры на животных. Ведь для них они создавались соответственно их размерам и особенностям тела. После каждого испытания требовалось бы заново проектировать скафандр. А это — очень большие расходы.
К моменту отправки в полет Юрия Гагарина в космонавтике СССР уже имелся хороший опыт с созданием скафандров. В частности, за счет отправки в космос манекенов в полноразмерных скафандрах. Первый полностью опробованный скафандр был принят комиссией за восемь месяцев до полета Ю. Гагарина. Назывался он СК-1. Он использовался во всех
В 1964 году перед конструкторами была поставлена задача создать скафандр, обеспечивающий защиту космонавта при выходе в открытый космос. Для этой цели разработали скафандр «Беркут». Основное его преимущество было в том, что он представлял собой как бы увеличенный термос. Перепад температур (более 100 градусов) на солнечной и теневой сторонах корабля регулировался в скафандре автоматически. Кроме того, он был многослойным и хорошо защищал от радиации. Именно в таком скафандре 16 марта 1965 года Алексей Леонов вышел в открытое космическое пространство. Пять раз он удалялся от корабля и снова приближался к нему. В 1967 году в СССР начались полеты в космос на кораблях «Союз». Потребовался новый скафандр, который космонавты могли бы быстро снимать на корабле и столь же быстро надевать в случае необходимости. Но главное — скафандр должен был иметь повышенный ресурс в части жизнеобеспечения. Конструкторы решили эти задачи, создав скафандр нового типа «Ястреб». Дыхательная смесь в нем автоматически очищалась от углекислого газа.