Красим черные металлы или окрашиваем?.. Первым делом защищаем от коррозии!

Реклама

Металлы можно и красить, и окрашивать. При этом только суть разная: для обозначения цвета говорим «окрашено», для подчеркивания совершенного действия — «покрашено». А для предотвращения коррозии черных металлов наносят лакокрасочное покрытие. И с чего же начнем?.. Начнем с главного — с защиты черных металлов от коррозии.

Черные металлы бывают разные. Бывает «элита» — легированные стали конструкционные и неконструкционные, инструментальные, пружинные, подшипниковые,. стали всевозможного специального назначения. Их красить и окрашивать не следует — они «благородные», они сами о себе позаботятся.

Есть армия сталей очень хорошего качества — это конструкционные нелегированные качественные стали. Например, сталь 45, которая закаляется и воронится (воронение стали — процесс получения на поверхности стали слоя окислов железа толщиной от 1 до 10 мкм). Как правило, такие стали тоже не красят и не окрашивают. Их оберегают от коррозии другими способами. Например, защищают специальной смазкой. Чтобы было совсем понятно — стрелковое оружие не красят, его смазывают.

Реклама

И есть огромная махина трудяг — конструкционные нелегированные стали обыкновенного качества. Такие, например, как сталь 3 (прошу прощения у машиностроителей старой закалки за вольную трактовку многоуважаемого ГОСТа. Правильно будет — Ст.3). Такие черные стали и трудятся «по-черному» — их эксплуатируют даже там, где это категорически запрещено. Эти стали знакомы нам по всевозможным металлоконструкциям на каждом шагу. К сожалению, и по сводкам печальной хроники — где-то опять что-то рухнуло на головы наших сограждан (возможно, не ту марку стали выбрали). Больно слышать такое.

Очень «больно» также и сварным швам по такому металлу — без правильной поддержки, они предательски ненадежны. Как же им помочь? Помочь металлу — значит, грамотно защитить его от коррозии. Почему «больнее» сварным швам?.. Да потому, что сварные швы в первую очередь подвержены коррозии, и защищать их нужно профессионально —

Реклама
т. е. качественно.

Качественно — это отлично при пятибалльной системе оценок. И сделать это совсем несложно, только относительно трудоемко и с некоторыми «дополнительными» финансовыми затратами. «Дополнительно» — для тех, кто выкрасил и выбросил.

А для тех, кто с любовью относится к своему домашнему народному хозяйству и народному хозяйству страны, доверительно сообщаю: главное — это правильные грунты в деле предотвращения коррозии металла. Краска же несет элементы декора — в связующем многовато пигментов. Пигменты — всё больше для красоты. И многоступенчатый процесс поликонденсации (с обязательным выделением воды) при высыхании алкидных красок прямо на металле — это провоцирование коррозии «на пустом месте». Не красьте по голому железу! Только по грунту.

Реклама

Для дела нужны в первую очередь протравливающие (травящие, кислотные) грунты. Нужна правильная риска на металле — правильная сухая подготовка металла перед нанесением грунта, правильная шероховатость поверхности.

Мерзость, конечно, эти травящие грунты: чуть вдохнул летучих органических соединений — и получил изрядную долю отравы. Приточно-вытяжная вентиляция — обязательное условие покрасочных работ. Еще лучше — принудительная приточка и вытяжка. Заставлять надо вентиляторы защищать здоровье человека.

Что есть травящие грунты?.. Это фосфатирование в жидком виде. Это некое оцинкование железа, с целью защитить его от воды с кислородом вместе взятых — от окисления, будь оно неладно.

Реклама

Но сами эти грунты тоже беззащитны — гигроскопичны по самое «не хочу», их перекрывать грунтами-порозаполнителями нужно обязательно. Причем незамедлительно — в пределах межслойной выдержки 5−10 минут. Нанес травящий грунт, подсохло-высохло и тут же — грунт-наполнитель сверху. С некоторыми уточнениями: нужна заданная поверхность (с последующей шлифовкой) — один вариант грунта, неважно, что получится, — применяй эпоксидный грунт — он, как саркофаг, наглухо запечатает железо.

И что делать дальше? Что-что, готовить грунт под краску… Об этом с удовольствием — в следующей статье.

Реклама