Мощеные дороги Римской империи, строившиеся для быстроты передвижения легионов, стали проводниками цивилизации. Сейчас по ним проложены основные трассы Западной Европы.
Долговременная архитектура начиналась только со «строения каменного». В Европе это были замки владетельных сеньоров и монастыри. Английская поговорка «мой дом — моя крепость» отражает первоначальное назначение такой архитектуры.
Мощным боевым щитом Руси стояли каменные крепости Ладога, Копорье, Орешек, Ям, Корела, Изборск, Порхов, а позднее и Ивангород, преграждая дорогу на Русь рыцарям.
Монастыри отправляли помимо духовных треб и военные. Крепость Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря (именно так звучит полное название обители) была построена в 1558—1565 годах по приказу царя Ивана Грозного. Во время стрелецкого бунта 1689 года царь Петр, тогда еще не очень великий
Бункеры и бомбарды — это укрепления и пушки. Когда существовали лук и стрелы, а затем арбалеты, каменные стены строили относительно высокими и тонкими. Строили также высокие башни для возможно большего и лучшего обзора вокруг. Но когда в дело вступают пушки — первыми из них были как раз бомбарды, — стены становятся толще и ниже, город оптически начинает уходить на глубину. При этом стены становятся толще потому, что должны выдерживать обстрел, а ниже они делаются из-за того, что нужно предоставлять артиллерии противника как можно меньше площади воздействия, которая зачастую оказывается уязвимой. Взаимозависимость пушек, существовавших для того, чтобы разрушать каменные стены вокруг городских укреплений с целью последующего штурма этих крепостей, и самих укреплений: совершенствуются пушки — улучшается архитектура крепостных сооружений. И новый этап совершенствования средств против этих стен, то есть пушек. Маятник раскачивается все сильнее. Затем все это ушло в землю. Подземные пункты управления, метро, шахтные пусковые установки ракет. Таким образом, дав толчок развитию архитектуры на поверхности земли, пушки загнали ее под землю.
С учреждением в 1762 году в Петербурге «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» начинается регулярная гражданская каменная застройка. Таким образом, почти 1000 лет на Руси «каменное строение» было исключительно военным — тем и совершенствовалось.
Астрономия и география. Карты звездного неба и Земли, прежде всего, были нужны для «добычи землицы». Здесь особенно доказывать нечего. Д. Кук — английский военный моряк, картограф.
Навигатор GPS, являющийся побочным результатом американской военной программы, гарантирует, что мы больше никогда не сможем заблудиться. Карманному навигатору, который использует сигналы с орбитальных спутников, требуется всего несколько секунд, чтобы вычислить ваши координаты и высоту с точностью до нескольких метров. Парадокс заключается в том, что сугубо военная навигационная система GPS в конечном итоге покончила с монополией государства на право верно позиционировать себя в пространстве широты и долготы.
Медицина. Хирургия — наиболее развитый раздел медицины. Войны поставляли обильный «экспериментальный материал». Так количество раненых (в Первую мировую войну — 21,1 млн.) во Второй мировой войне составило 35 млн. человек. И понятно, что на военно-полевую медицину и биологию отпускалось достаточно средств. В итоге, если в годы Первой мировой войны в русской армии возвращалось в строй после ранения около 40% раненых, то во время Великой Отечественной войны — 73%. Процент возвращения раненых в строй сейчас доведен до 90.
Геология и горное дело. Рудознатцы — «государевы людишки». Резкое развитие горно-металлургическое производство России получает только после создания Петром I русской горной администрации в 1700 г. — образован Приказ рудокопных дел. За открытие руд установлено вознаграждение, а за сокрытие — наказание. Заметим, что в том же 1700 г. под стенами Нарвы русская армия потерпела страшное поражение, а в 1704 году одержала победу. Задумаемся о значении «пинка пониже пояса» для пользы государства.
Геологи-работяги и урановое сырье. Становление урановой промышленности относится к 40−50-м годам XX века, когда появилась потребность в получении расщепляющихся материалов для ядерных военных программ. Масштабы поисков показывает тот факт, что, по воспоминаниям ветеранов, радиометр был у каждого геолога-съемщика. Сейчас поисковые организации типа ПГО «Таежгеология» расформированы, так как потребность в уране после сокращения ядерных вооружений уменьшилась, а развитие мирных АЭС затормозил Чернобыль. Вывод о будущем геологии виден в настоящем на примере войны в Иране. Как воевали за ресурсы, так и будут воевать. На очереди — дележ арктических шельфов.
Информатика