Как в СССР создавали аэросани?

Реклама
Грандмастер

Большинство средств передвижения для нас вполне привычны. Такие, как автомобиль, поезд, самолёт или морской катер. Однако есть довольно редкие транспортные средства, на которых, возможно, не каждому удавалось в жизни прокатиться. Например, аэросани.

Надо заметить, что в нашей стране упомянутое средство передвижения начали создавать ещё во времена Российской империи. Однако попытки тех лет не закончились полным успехом. Впрочем, наработки царских инженеров не пропали даром, а были использованы в советское время.

Сразу после революции новыми советскими властями был создан ЦАГИ — Центральный аэро- и гидродинамический институт. И тут же некоторые сотрудники этого заведения приступают к созданию

Реклама
аэросаней.

Кроме этого, в 1918 году в СССР создали ещё одну исследовательскую организацию — Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ).

В июне 1919 года, в сложнейшее для республики время, инженер Кузин из ЦАГИ на отдельном совещании делает доклад по разработке аэросаней.

После этого при Совете военной промышленности создают КОМПАС — комиссию по постройке аэросаней.

Невзирая, но сложную во всех смыслах обстановку, КОМПАС активно занимается своим делом, и уже к сентябрю 1919 года в молодой республике появляется 10 аэросаней. Как известно, они принимали участие и в подавлении Кронштадтского восстания.

После окончания Гражданской войны и возвращения к мирной жизни работы по созданию новых видов аэросаней продолжались. Тут выяснилась одна интересная деталь: институт НАМИ при своих изысканиях использовал чаще всего деревянные конструкции, а вот ЦАГИ отдавал предпочтение новым на тот момент алюминиевым сплавам.

Реклама

В 1923 году ЦАГИ выпустил в свет первый цельнометаллический вариант аэросаней АНТ-III c двигателем мощностью в 90 лошадиных сил. Как видно из названия модели, к его созданию был причастен конструктор Туполев.

Реклама

Вообще при упоминании слова «аэросани» многим начинает казаться, что такой вид транспорта приемлем где-то на Чукотке или в Сибири. Однако доподлинно известно, что советские аэросани активно применялись и в центральной части страны — для организации почтовых перевозок или доставки медикаментов и врачей в отдалённые деревни.

В 1924 году на свет появилась модель аэросаней АНТ-IV, которая оказалась весьма удачной и впоследствии не раз модернизировалась.

Именно эта модель, к примеру, использовалась для организации почтовых перевозок в Чувашии, на линии Чебоксары-Канаш. Расстояние в 85 км аэросани преодолевали за 2,5 часа, в то время как лошади по снегу тратили до 12 часов на это же расстояние.

Реклама

Аэросани АНТ-IV были цельнометаллической конструкцией, состоящей из трёх отсеков.

  1. Первый отсек (впереди) занимали водитель и механик. Этот отсек был открыт всегда, и в него приходилось перелезать через борт. Это отделение было холодным, а для защиты водителя и механика от снега (или длинных веток) впереди монтировали ударопрочное стекло.
  2. Второй отсек уже был закрытым, и попасть в него можно было через специальную дверь. В этом отделении находилось два пассажирских кресла (впоследствии добавлялось ещё одно), а также плафон для лампы внутреннего освещения. В качестве дополнительного комфорта пассажирское отделение обивалось декоративными панелями.
    Реклама
  3. Третье отделение было моторным и находилось сразу за пассажирским. Собственно, заниматься ремонтом двигателя можно было как раз из пассажирского отделения — для этого следовало снять легкосъёмный щит.

В 1931 году сани АНТ-IV получили отечественный двигатель М-11. Изначально он проектировался для авиации, и мощность его составляла 100 лошадиных сил.

Дальнейшая предвоенная эксплуатация саней АНТ-IV только доказала их высокие эксплуатационные характеристики.

  • Они могли развивать скорость до 40 км в час, при этом полезная нагрузка описываемых саней доходила до одной тонны!

В 1933 году была создана санитарная версия АНТ-IVС, которая оказалась весьма кстати.

В 1935 году сани АНТ-IV участвовали во Всесоюзном пробеге аэросаней и вездеходов, в очередной раз подтвердив высокие эксплуатационные характеристики.

Реклама

Кроме того, АНТ-IV использовались во время советско-финской войны, а также в самом начале Великой Отечественной войны.

Затем, с развитием техники и автодорожного хозяйства, аэросани действительно потеряли актуальность для части нашей страны, и теперь их чаще всего используют там, где и положено — на Севере или в Сибири.

Реклама