Как гаджеты влияют на нашу память?

Реклама
Грандмастер

Вы что-нибудь слышали о цифровой деменции? О зависимости от гаджетов — безусловно, да. О вреде излучения — плавали, знаем. О влиянии на зрение и состояние кожи — тоже. А о «цифровом слабоумии»?

…Я возвращалась домой из столицы поздним вечерним скоростным поездом по окончании новогодних праздников. Хотелось откинуться в кресле и спать, не слыша трескотни пассажиров. Я ее и не слышала — вагон был мертв. Точнее, в нем было около полусотни живых молодых людей, часть из которых спала. Но большая часть висела вниз головой, уткнувшись глазами и носом в гаджеты, чаще всего в мобильники. Они даже столики расположенных перед ними кресел не поднимали, застыв в одной статичной позе на все шесть часов до конечной остановки поезда.

Digital dementia — сегодня так определяют обусловленное любимыми электронными девайсами нарушение мышления и способности к познаванию. Парадокс? Ведь, ругая пристрастие к

Реклама
гаджетам, специалисты все же признают, что последние помогают развивать интуицию, логику и поисковые навыки.

Болезнь старых молодых XXI века

Те, кому за …, и они учились не в век всеобщей гаджетизации, помнят таблицу умножения, даты рождения родных и друзей, легко записывают ручкой информацию на любом обрывке бумаги, умеют пользоваться традиционными бумажными картами, хотя постепенно и переходят на удобные GPS-навигаторы.

Реклама

Молодое же поколение, ежедневно поглощающее километры нужной и ненужной информации, часто не запоминает ее, так как мозг «проскакивает» мимо, не обрабатывая эти массивы. Вычислять дни недели, загибая пальцы или просчитывая в уме, нет нужды — перед нами всегда электронный календарь.

Простейшая операция — переводить цену в у.е. в национальную валюту путем мысленного умножения — моими студентами без калькулятора или онлайн-конвертора не воспринимается. Они тупеют, как сороконожка, которая вдруг решила подумать, какую из множества ног поставить первой, и с недоумением смотрят на меня, когда я прошу проделать эти элементарные операции хотя бы в прикидку, не пользуясь

Реклама
мобильниками.

Порядок нулей в числе никто не чувствует. Трое из двенадцати учащихся не за деньги родителей, а на бюджетной основе, не смогли определить, чему равно 50% - половине или трети от числа. Это второй курс технического факультета. С мобильниками на лекциях и практических занятиях не расстаются все, сколько бы преподаватели с этим не бились. Многие у нас учатся по контракту, их трогать нельзя, а то родители деньги в другой вуз отнесут. Какой спрос тут может быть?

Реклама

Увлечение гаджетами и способность к решению поставленной задачи

Еще в 2009 году в Стэнфорде (Stanford University) был проведен ряд психологических тестов с группой людей в возрасте 19−25 лет. Целью исследования был анализ феномена «цифровой» многозадачности, с которой люди сталкиваются сегодня.

Слово «цифровой» я взяла в кавычки для того, чтобы было ясно, что речь идет не о решении сложных научных задач с математическими формулами, а о переключении с одного вида компьютерной деятельности на другой. Например, мы одновременно говорим по телефону, смотрим прогноз погоды, общаемся в чате, читаем новости — и делаем все это, не отрываясь от экрана.

  • Первое, что удалось установить: все, кто привык работать в таком многозадачном режиме, завалили тест на умение сосредоточиться на решении одной-единственной, но реальной задачи.
    Реклама

Оказывается, мы имеем дело не с тупостью, а с отвыканием от мыслительного процесса, что, вообще-то, характерно для пожилых людей cо старческой деменцией. В Южной Корее

, где население начало прибегать к персональным микрокомпьютерам намного раньше, чем у нас, ученые и врачи-психологи заметили у молодежи тревожные симптомы: проблемы с памятью, низкий уровень самоконтроля, расстройство внимания, угнетённость или, наоборот, всплески немотивированной агрессии. А поскольку поколение digital generation («выросшее на цифре») уже повзрослело, то это же касается и тех, кому сегодня за тридцать.

Такая же проблема чуть позже проявилась на Западе, а потом и у нас. Известный доктор психологических и кандидат медицинских наук М. Е. Сандомирский в статье «Риски интернета: цифровой психоморфоз и инфантильность» пишет:

«Люди все больше полагаются не на собственную память, а на компьютерную, в ее распределенном, интернетном варианте. Зачем утруждать себя, к примеру, запоминанием даты открытия Колумбом Америки, если информация в любое время легко доступна (когда есть доступ в онлайн) — нет мотивации запоминания. Вот и получается, что пользователи глобальной сети пребывают в ней по принципу: «пришел — увидел — позабыл».

Реклама

Итак, вывод:

  • зацикленность на «цифре» отрицательно сказывается на мозговой деятельности и памяти человека, в особенности детей и подростков, у которых еще не полностью сформированы функции мозга.
Реклама

Хотите определить, грозит ли вам диагноз «цифровая деменция»? В этом вам поможет очень простой тест. Вот семь утверждений, которые надо опровергнуть или же согласиться с ними.


1. Я не помню номер телефона лучшего друга.

2. Я не могу найти дорогу без навигатора.

3. Я не помню, что ел в последний раз.

4. 85% моих разговоров с друзьями происходит через соцсети и мессенджеры.

5. Мне говорят, что я рассказываю одну и ту же историю.

6. Я забываю о днях рождения и памятных датах.

7. Я не помню пароль от любимого сайта или почты.


Тем, кто ответил положительно более трех раз, есть о чем задуматься.

И неудивительно:

  • изменения, которые диагностируются в мозге представителей digital generation, аналогичны тем, которые диагностируются при получении черепно-мозговой травмы либо проявляются на ранней стадии старческого слабоумия.
    Реклама

Статистика показывает, что в среднем ребенок 7 лет потерял год из своей короткой жизни на компьютерные игры и просмотр мультиков через гаджет. А ребенок, которому сегодня исполнилось 10 или 11, «проиграл» (невольный каламбур) целых четыре года! То есть почти половину своей жизни.

Взрослым иногда это удобно — дитя не бегает где попало, не якшается с кем попало, его легко держать в поле зрения и приструнить одной фразой: «Отберу мобильник!» Невозможность бесконечно лазить по Интернету, постить, получать виртуальные очки и ставить лайки — это огромная катастрофа для детей, на фоне которой меркнет все остальное…

Реклама

Пара слов о родителях. Часто они сами зациклены на том, чтобы их ребенка заметили и оценили в социальных сетях. Они выставляют фото своих звезд в Instagram или «Facebook» и просят своих друзей их «полайкать». За какое-то количество… — не нравится слово «лайков», но иначе не скажешь — профессиональный фотограф сделает фотосессию для ребенка бесплатно и тем прославит в Сети. Такой себе своеобразный способ для родительского самоутверждения. Как они могут отлучить от гаджета свое чадо, если сами бесконечно висят во «ВКонтакте» или Messenger?

Со временем ребенок (подросток, взрослый) перестает замечать, что, привыкнув к сенсорным экранам, старается таким же образом работать и на обыкновенном ПК или ноутбуке.

Реклама

  • Он тычет пальцами в экран и пытается листать страницы. Это один из признаков цифровой деменции — изменениях в работе мозга.
  • Сюда же относится и привычка подносить даже большую страницу книги или альбома ближе к глазам, чтобы рассмотреть картинку — результат постоянного общения через мобильники с их маленькими экранами.

Профилактика и лечение

А какое может быть лечение от всеобщей пандемии XXI века? Совет пореже зависать на сайтах и почаще дышать воздухом?

Надо бы увеличить физическую активность, но как заставить детей сделать это, если мы сами на работе и дома не вылезаем из виртуального общения? Нам легче отправить поздравление в виде картинки, файла gif или ролика по viber или whats app, чем поговорить с друзьями. Вы можете себе сегодня представить команду КВН или Брейн-ринга без смартфонов?

Реклама

Так что все советы о правильном питании, прогулках, фитнесе и прочем, правильные и скучные, мы давно прочитали… и выбросили за ненадобностью в корзину. Виртуальную, на рабочем столе.

Реклама