Как появилась фотография?

Реклама
Грандмастер

Сейчас, когда жизнь всё ускоряется, цветные бумажные фотографии из нашего недалёкого прошлого кажутся чем-то архаичным. Что уж говорить про чёрно-белые снимки из альбомов наших родителей? Однако бумажные (отпечатанные) снимки так долго искали своё место под солнцем, что об этом следует рассказать ещё.

Интересно, что появление фотографии некоторые наиболее рьяные историки связывают с именем… Аристотеля. И вот почему.

Оказывается, этот древнегреческий философ впервые описал любопытный оптический эффект, который стал много позже применяться в фотографическом деле.

Аристотель заметил, что свет, проходящий через щель в ставнях, падает на стену и даёт изображение предмета, который находится перед ставнями. Такой примитивный проекционный аппарат.

Это явление позднее стали использовать в создании тёмной комнаты — камеры-обскуры. Такая камера позволяла легче рисовать людей или неподвижные объекты. В каком-то смысле в данном случае рисование сводилось к повторению линий, проецируемых лучами.

Реклама

Такая камера-обскура, как ни странно, вызывала недовольство у «настоящих» художников. Они полагали, что вот у них есть настоящее умение рисовать, а камера, мол, это уже не то, она для ленивых, и так далее, и тому подобное.

Впрочем, между камерами-обскурами и первыми

Реклама
фотографиями лежала огромная пропасть длиной во многие годы.

Приятно сознавать, что наш соотечественник — дипломат Бестужев-Рюмин — сделал интересное открытие, пригодившееся затем в фотоделе. Бестужев-Рюмин заметил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа меняют свой цвет. Было это в 1725 году, кстати.

Опыты со светочувствительными составами скоро привели к тому, что в 1727 году немецкий химик Шульц удостоверился в светочувствительных свойствах раствора серебра в азотной кислоте.

В 1802 году англичанин Уэджвуд получает первое изображение на слое тех самых солей серебра. Однако удержать изображение на поверхности (бумаге либо выделанной коже) не удаётся, и Уэджвуд продолжает свои эксперименты с означенными материалами.

Реклама

В 1822 году француз Ньепс разрабатывает способ гелиографии. А в 1826 году он из своей мастерской с помощью камеры-обскуры делает первый в мире фотографический снимок. Этот француз, кстати, тоже придумал, как изображения размножать с помощью специального клише.

Реклама

Однако заслуги Ньепса отчего-то позабылись, а вот французский художник Луи Дагер вошёл в историю фотографии. Именно он научился с помощью химических манипуляций получать позитивное изображение предмета на пластинке. Такие изображения и стали называть дагерротипами.

Реклама

Минус этих изображений состоял в том, что нужно было несколько минут, чтобы картинка осталась на светочувствительном элементе. Кроме того, дагерротип получался в единственном экземпляре, копировать его не получалось.

Реклама

Здесь как нельзя кстати пригодились опыты англичанина Тальбота. Он фиксировал изображения на бумаге, пропитанной хлористым серебром, и получал негатив, то есть в этом случае можно было делать копии.

Реклама

В общем, совсем скоро фотография прочно вошла в жизнь человека. И хотя мы догадываемся, что русскими учёными в этом направлении было сделано немало, давайте хотя бы вспомним некоторых из них:

  • Эйлер разработал в 1747 году принципы ахроматической оптики, без которых трудно себе представить объектив.
  • Греков усовершенствовал в 1840 году французское изобретение — дагерротип.
  • Левицкий проявил себя, применив в 1840-х годах на снимках ретушь, а также электрическое (искусственное) освещение.
  • Александровский создал в 1854 году первый в мире стереофотоаппарат.
  • Езучевский сконструировал в 1879 году многокадровую стереоскопическую фотокамеру с моментальным затвором, а в 1880 году собрал первый портативный фотоаппарат.
  • Варнерке сконструировал в 1880 году первый в мире катушечный фотоаппарат.
  • Учёный Юрковский в 1882 году создал моментальный шторно-щелевой затвор.

И этот список можно ещё продолжить…

Реклама