Всему виной политика, проводившаяся в СССР. После Гражданской войны в стране установилась советская власть, поэтому неудивительно, что её деятели стали подчищать российскую историю. Особенно это чувствовалось в учебниках. Про подвиги красноармейцев чаще всего писалось очень подробно, вызывая иногда сомнения, а все ли это правда. Известно, как большевики любили кое-что приукрасить в целях пропаганды. А вот про полководцев Белого движения хорошо, если писалась пара строк с обобщающими словами: контрреволюционеры, диктаторы и ещё чего покрепче. А среди них были, между прочим, и неординарные личности.
После распада СССР ситуация изменилась. В биографических книгах о Колчаке стали писать более объективно, непредвзято о его жизни и деятельности. Что очень радует. Из них особенно нужно отметить роман В. Поволяева «Верховный правитель» и книгу Н. Черкашина «Романтик белого движения». Внимательно прочитав их, невольно задумываешься, кем же на самом деле был адмирал Колчак — истинный патриот, желающий блага своей Родине, или кровавый диктатор? Давайте разбираться.
Краткая биография
Александр Васильевич Колчак родился 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного военного. Окончил он военно-морское училище. Мичманом побывал в кругосветном плавании. Зарекомендовал себя и как талантливый ученый. Колчак участвовал в экспедиции Э. Толля. Он занимался изучением Северного Ледовитого океана и его прибрежной зоны, по окончании написал научную работу на данную тему.
Александр Васильевич прошел Русско-Японскую войну, где получил ранение и попал в плен. После возвращения на Родину он усиленно занялся проектированием военных судов современного для тех времен типа: крейсеров, линкоров и дредноутов. Суда его проектирования участвовали даже в первый год Великой Отечественной войны.
Колчак воевал и против Германии в Первую мировую. Он показал себя как прирожденный тактик и талантливый руководитель. Часто шел на риск, но перед тем полностью просчитывал все варианты ведения боя, чтобы избежать лишних жертв. Некоторые сослуживцы считали его авантюристом.
Наступил роковой для России 1917 год — время крутых перемен. Отречение монарха, приход к власти Временного правительства. Вице-адмирал Колчак поддерживал порядок во флоте из последних сил. Помогал авторитет. Но и ему пришлось бросить все и подать в отставку.
Колчака отправили на год за границу. И вернувшись на Родину, он не смог узнать ее. С этого момента начался крестный путь Александра Васильевича к маленькой проруби в реке Ушаковке.
Волею судеб
Адмирал Колчак никогда не придерживался каких-либо партийных взглядов. Он говорил, что только исполняет присягу. Как ни странно, и к большевикам он особой неприязни не испытывал. И даже, как он выражался, не разбирался в оттенках красного (социал-революционер, социал-демократы
Вот тогда-то и взыграло в душе адмирала негодование. Он не мог простить предательства. Колчак вступил в Гражданскую войну — сначала в качестве военного министра Омской Директории, а после ее свержения его избрали Верховным Правителем России. Вот на этом посту он показал бесценные качества руководителя, желающего своей стране лишь добра. Хотя в связи с военным временем его власть считалась диктатурой.
Колчак создал беспартийное правительство, собрав вокруг себя и эсэров, и эсдэков, и анархистов, уравняв их между собой. Когда его спрашивали, какую форму правления он выберет после победы над большевиками, адмирал отвечал, что его цель навести порядок в стране, а потом народ сам решит, какой власти он желает. Очень интересная логика: быть диктатором поневоле временно, чтобы передать право выбора власти гражданам страны!
Что характерно, адмирал сам выезжал на фронт. Как офицер морского флота, он привык находиться во время боя на капитанском мостике, чтобы сразу решать задачи. Так и в сухопутных войсках он не стал отсиживаться в штабе. Это поднимало боевой дух солдат.
Александр Васильевич был принципиальным человеком. Однажды командующий финским соединением предложил ему войти в Петроград и смять большевиков. Взамен он просил независимость Финляндии, которая тогда входила в состав России. На такую сделку со своей совестью Колчак не пошел. Возможно, это бы помогло ему нанести поражение большевикам и поквитаться с ними за то, что они разрушили его Родину, сломали все устои и традиции, которые выстраивались веками, и деморализовали войска в самый тяжелый период — период войны с Германией, нанеся России удар в спину.
Уже в дни войны Колчак задумывался над будущим своей Родины. Первым делом по мере сил он пытался восстановить порядок хотя бы на территории, вверенной ему. Непризнанной столицей стал город Омск. Адмирал утвердил новый государственный герб: двуглавый орел без корон, держащий в лапах два меча, в головной части располагался Крест, а сверху надпись «Сим победиши!». Флаг-триколор он оставил прежним.
Александр Васильевич восстановил суды, земства, назначил нескольких генерал-губернаторов, создал Совет Верховного Правителя.
Верховный Правитель утвердил денежные купюры, которые назывались «колчаковки». Он поощрял частную торговлю, контролировал цены на жизненно важные товары. Кстати, как и большевики, он боролся со спекулянтами, наживающимися на чужом горе.
Адмирал стал усиленно изучать труды реформатора Петра Аркадьевича Столыпина. Со временем он планировал организовать на бескрайних землях Сибири фермы.
Колчак не оставался равнодушным к проблемам рабочих. Единственное, что он от них требовал — это не учинять забастовки. Им он объяснял, что сейчас не время мутить народ. Говорил: после окончания войны бастуйте, сколько хотите!
Часто Александр Васильевич вспоминал свои арктические экспедиции. Он считал, что Север — это болезнь на всю жизнь. Так оно и вышло. Даже в такой трагический период он планировал отправить очередную научную экспедицию. Как ученый и военный стратег, он осознавал всю важность освоения морского пути через Северный Ледовитый океан для жизнеспособности населения отдаленных уголков русского Заполярья и более быстрой переброски флота из Балтики на Дальний Восток. Он даже создал Комитет Северного морского пути и открыл Институт изучения Сибири.
Ввиду критической ситуации на фронте, Колчаку пришлось сдать Омск. Его правительство эвакуировалось в Иркутск. Но до города добрался только Колчак и премьер-министр Виктор Пепеляев. Охрану и остатки войска, следовавшие с ним, Александр Васильевич распустил, чтобы избежать новых жертв, будто чувствуя, что его приносят в жертву.
На одной из станций Верховный Правитель России подписал отречение от занимаемой высокой должности в пользу Деникина. Так во второй раз за последние три года литерный вагон главы государства стал немым свидетелем отречения. Хотя не в буквальном смысле — ведь вагон, конечно, был уже другой.
Продолжение следует…