Во второй половине XIX века господствовали совсем другие настроения. Было много запретов, направленных против того, чтобы женщины могли проявить себя в общественной деятельности наравне с мужчинами. Именно преодолению этих барьеров была посвящена жизнь Софьи Ковалевской (1850 — 1891), которая нашла свое призвание в области математики.
История ученого началась в детстве — детскую Софьи хотели оклеить обоями, но их в то время не хватало и приходили они в поместье Корвин-Круковской с задержкой. Тогда в дело пошли заметки ее отца по курсу дифференциального и интегрального исчисления. Софья часто водила пальчиком по этим формулам. Таинственные знаки манили и притягивали ее. Уже позже (к удивлению профессора Тыртова, часто бывавшего в доме Ковалевских) Софья самостоятельно изучит тригонометрию.
Отец Софьи страстно хотел, чтобы она была обычной барышней и не посвящала свою жизнь математике, но профессору Тыртову удалось уговорить его отпустить Софью в Петербург. Теперь Софья начала понимать смысл формул, написанных в детской, она хотела путешествовать и продолжать образование, но семья запретила ей покидать Санкт-Петербург.
Жизнь Ковалевской напоминала тогда приключенческий роман, но она была верна своей мечте и прилагала много усилий, чтобы добиться своего. Софья вступила в фиктивный брак и смогла покинуть Россию. В Германии она сумела очаровать своими математическими способностями самого знаменитого немецкого
Софья хотела стать преподавателем математики, но поскольку она была женщиной, ей запрещалось преподавать. Таковы были нравы тогдашней кайзеровской Германии, где господствовали четыре К: кайзер, Кirche (церковь), Kinder (дети), Kuche (кухня).
Ковалевская уехала в Россию, потом с ребенком снова вернулась в Германию и пыталась стать преподавателем, но все безуспешно. И когда казалось, что не было выхода, судьба вновь улыбнулась ей, точно вознаграждая ее за годы борьбы и лишений. Уже в Швеции Софья познакомилась с
Годы жизни в Швеции обернулись триумфом Софьи Ковалевской на ниве математики. Она становится первой женщиной-профессором математики. Это событие стало неслыханным тогда в научном мире. А в 1888 году Ковалевская становится победителем математического конкурса в Париже.
Казалось, счастью в жизни Ковалевской не будет конца. Выдающаяся женщина, она добилась признания в мире науки и смогла доказать обществу многое, но вот тут ее ожидал неожиданный удар судьбы. На обратном пути в Швецию она подхватила простуду и умерла от пневмонии. Реакция русского министра внутренних дел была такой: «Переживать, в общем, не о чем. В конце концов, умерла всего лишь нигилистка».
Это во многом объясняет, почему Софья Ковалевская не хотела оставаться в России.