Он был назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности и генеральным контролером королевских строений, во многом определял культурную жизнь эпохи Людовика XIV. Правда, после смерти своего покровителя впал в немилость и лишился многих должностей. Но это случилось уже тогда, когда его место в литературе было утверждено и авторитет был велик.
Писал Перро за всю жизнь немало, был идеологом теоретического движения «новых» в споре о древних и новых. В основных программных текстах — поэма «Век Людовика Великого» и диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук». Ш. Перро считал, что искусство века Людовика намного превзошло античное и должно развиваться и далее. Яростно спорил с теоретиком искусства Буало и поэтом Расином, стоявшими на противоположных позициях. С гордостью носил звание академика и представить себе не мог, что прославится в веках не серьезными научными трудами, а сборником «Сказок матушки Гусыни», которые он записывал для развлечения и издал в 1697 году под именем своего сына Пьера, пытаясь оградить собственную репутацию академика от обвинений в работе с таким «низким и простонародным» жанром, как сказка.
Сборник «Сказки матушки Гусыни» содержал 8 сказок. Все они представляли собой литературную обработку народных сказок, кроме одной — «Рике-хохолок», сочиненной самим Перро. Мало того, что эта книга прославила Шарля за пределами литературного круга. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.
История знает примеры таких причудливых писательских судеб. Так, например, Петр Ершов, автор многих прозаических и драматургических произведений, вошел в историю лишь благодаря бессмертному «Коньку-Горбунку» — маленькой жемчужине, сотворенной им в 19 лет. Грибоедов, написавший за свои 34 года достаточно, но навсегда оставшийся автором «Горе от ума». Блестящий литературовед и журналист, переводчик и критик Корней Чуковский, известный всему миру как автор сказок для детей, на написание которых он в общей сложности потратил лишь полгода (!) своей долгой жизни.
И таких имен немало. Кому сейчас, кроме узкого круга специалистов, известно имя математика, фотографа и священника Чарльза Лютвиджа До́джсона? А между тем весь мир его знает как Льюиса Кэрролла, автора знаменитой «Алисы».
Похоже, судьба сыграла с Шарлем Перро подобную шутку. Он, ставший знаменитым благодаря своим сказкам, до конца жизни стеснялся их. Стеснялся до такой степени, что даже в «Мемуарах», написанных за год до смерти, он ни словом не упомянул о головокружительном успехе «Сказок». Почему? Боялся опорочить свое имя и репутацию серьезного академика? Или не хотел оспаривать право авторства у сына Пьера, безвременно и глупо погибшего? Хотя сын только записывал в тетрадку народные сказки. Обрабытывал их и гранил сам Шарль. Отец не хотел бередить душевную рану? Или просто не понял самого главного своего творения — того, что окажется важнее всех академических заслуг?
Как отмечали исследователи, «мы пришли к Перро через сказку». И жив он в веках благодаря этой маленькой книжке. Сказки — непочатый и благодарный край работы для ученого.
До «Сказок матушки Гусыни» первым в истории европейской литературы сборником сказочного фольклора была «Сказка сказок» итальянского поэта-сказочника Джамбатисты Базиле. К сожалению, его имя почти забыто сейчас.
Но Перро ни словом, ни звуком не отметил открытия им нового литературного жанра. Почему?..
Это еще одна нерешенная загадка в жизни Шарля Перро. Сколько же их он унес в могилу?
…Перед зажженным, несмотря на майскую теплынь, камином сидит грузный, обрюзгший человек. Ему зябко. В 75 лет кровь густа и плохо согревает тело. И румянец на щеках — уже не розово-коричневый, как в молодости, а сизо-красный в сетке проступающих вен. Сизый — цвет старости.
Перро торопится. Ему надо закончить «Мемуары». Это нужно не только его детям. Он пишет «Мемуары» и для своих врагов, которые вылили на него столько ушатов грязи. Он хочет оправдаться.
Старый академик на краю могилы пытается защититься. Он больше двадцати лет занимал ответственный пост, на котором нажил много недругов. Он берется за «Мемуары» за несколько месяцев до смерти и боится, что не успеет их закончить. Вот только бы сил ему…
А их почти не осталось после смерти сына. Жить бы да жить молодому, красивому, талантливому Пьеру, в честь которого отец купил замок Арманкур. Но глупая насмешка судьбы (о, сколько их, таких насмешек?) — Пьер случайно убивает в потасовке своего соседа Гийома, сына вдовы-торговки. Дворянин замарал свою честь убийством простолюдина! Позор!
Начинается длительный судебный процесс. Мать убитого, почуяв, что пахнет очень большими деньгами, пытается третировать Перро. Опальному академику приходится употребить все свое влияние и деньги, чтобы спасти сына от позора. Пьера удается отправить в действующую армию, где он и погибает в бою, проявив отчаянную храбрость. Юноша словно искал своей смерти, рвался в самую гущу боя.
До 1724 года книга сказок выходила под авторством Пьера де Арманкура (такой псевдоним взял себе Пьер в честь замка Арманкур). А затем это имя исчезло с обложки и его заменило имя отца.
Дело было в авторитете академика Шарля Перро. Сын умер рано, и следов его почти не осталось. Имя же отца было широко известно, а это было немаловажно для книготорговцев. Кроме того, надо восстановить справедливость — скрупулезно работал над собранными сыном сказками все же отец, сам Шарль Перро.
…Гибель любимого младшего сына совсем подорвала здоровье Шарля. Казалось, природа злобно мстила ему за то, что он так долго отгонял болячки от себя. Теперь они навалились на него сломленного с удесятеренной силой! Если бы не друзья и старшие сыновья, он бы вскоре зачах. Несколько верных и преданных старались хоть как-то отвлечь Перро, заставить его взяться за работу. И когда Шарлю удалось все-таки издать свою книгу переводов басен, один из его друзей был рад не столько тому, что эта книга была посвящена ему лично, сколько тому, что его старый друг увидел напечатанным свой труд.
…Перро смотрит в окно. Небо над Парижем голубое-голубое, и грушевые деревья в саду академика усыпаны нежно-розовыми цветами. Дождаться ли ему плодов с них в этот год?.. Да и какое это имеет значение после смерти Пьера? Шарль вздыхает и сжимает в бледных пальцах перо. Только бы дописать мемуары, и он навсегда присоединится к героям своих сказок. Они терпеливо ждут его вместе с Пьером за дверью комнаты. Сейчас Шарль поставит точку в рукописи и шагнет к ним в вечность. И ничто больше не разлучит их…
Академик, поэт, писатель, литературный критик Шарль Перро умер 16 мая 1703 года. Великий сказочник Шарль Перро остался жить в своих сказках: «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Подарки феи», «Спящая красавица», «Рике-хохолок», «Синяя борода», «Золушка»… Тех, что мы знаем наизусть почти с самого раннего детства, ибо то, что закладывается в детстве, остается навсегда.
Что еще почитать по теме?
Шарль Перро: недетские сказки. Что мы в итоге имеем?
Как появились «Алиса в Стране Чудес», Льюис Кэрролл и суперобложка?
Корней Иванович Чуковский. В чем секрет популярности его детских произведений?