Музыка Латинской Америки — отдельная большая тема. Это и то, что было принесено испанцами с португальцами, и установление собственных жанров церковной католической музыки. Это и развитие светских жанров. И влияние музыки индейских народов, и африканские ритмы, и взаимодействие с европейской культурой — всё отражает своеобразие и богатство музыки разных стран Латинской Америки. По сути, им можно позавидовать — у них еще многое впереди, хотя главный взрыв уже произошел.
Астор Пьяццола — El Gran Ástor — Великий Астор — родился в красивом аргентинском городе Мар-дель-Плата 11 марта 1921 года, единственным ребенком в итальянской семье. Детство провел в США, в Нью-Йорке, в Итальянском квартале, где жила семья, вслушивался и полюбил джаз, начал заниматься игрой на аккордеоне. Потом там же начал брать уроки фортепиано у ученика
В это же время Астор Пьяццола познакомился со знаменитым исполнителем и композитором танго — Карлосом Гарделем, День рождения Гарделя и отмечается в мире как Международный день танго. А музыка последнего тоже знакома киноманам: под танго Гарделя танцуют Аль Пачино в «Запахе женщины» и Арнольд Шварценеггер в «Правдивой лжи».
По рекомендации Гарделя Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь». Гардель приглашает талантливого мальчика поехать с ним на гастроли по Латинской Америке. Отец Астора отказывается отпускать 13-летнего сына («молод еще»). Чуть позже, в этом же году, самолет, на котором летел Гардель и его оркестр, разбивается, столкнувшись в воздухе с другим самолетом…
Скоро Пьяццола возвращается в Аргентину и с этого момента не расстается ни с танго, ни с аккордеоном и бандеоном. Бандеон — разновидность гармоники, родом из Германии. Сначала использовался при исполнении духовной музыки в церквях, затем «переехал» и начал победное шествие по Аргентине и Уругваю.
Для аккордеона Пьяццола пишет академическую музыку, одной из вершин становится «Портовая рапсодия», удостоенная в США премией.
Он учится у знаменитого аргентинского классического композитора Альберто Хинастеро — по совету Артура Рубинштейна (знаменитого пианиста родом из Российской империи), изучает партитуры Игоря Стравинского, Бартока, Равеля. Продолжает брать и уроки фортепиано. В 1946 году был создан первый собственный музыкальный коллектив — «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Музыка моментально расходилась, и в Европу тоже. В 1952 году Пьяццолу награждает Франция, а заодно приглашает его учиться в Париже у знаменитой пианистки Нади Буланже.
Молодой Пьяццола стесняется «танго-приверженности», скрывает свою музыку, показывает легендарной пианистке и композитору только работы в «классических жанрах». Но Надя Буланже случайно слышит его танго и тут же вдохновляет композитора продолжать работу в этой сфере. Уроки с Надей стали важной вехой в творчестве Пьяццолы: полифонические приемы теперь навсегда вошли в его танго.
Его новая симфония «Буэнос-Айрес» тут же получает премию Фабиана Севицкого (американского дирижера — ну кто бы мог подумать — российского происхождения).
Из Франции Пьяццола снова возвращается в Аргентину. В Буэнос-Айресе работа молодого композитора с новыми оркестрами подвергается критике, и композитор опять уезжает — в Нью-Йорк. Через два года снова возвращается на родину, пишет музыку к стихотворениям знаменитого писателя Хорхе Луиса Борхеса, сочиняет оперетту, но главным его интересом окончательно становится танго. Появляются знаменитый цикл «Времена года в Буэнос-Айресе», «Баллада для безумца», «Концерт для аккордеона», музыка к кинофильмам («В Сантьяго идёт дождь», «Армагеддон» и еще около 50), сюита «Пять танго-сенсаций» и танго, танго, танго. Он снова во Франции, потом в Италии, и уже с гастролям по всему миру. При этом записав и исполнив практически все свои произведения — редкий, почти исключительный случай в истории музыки. И везде — звуки или отзвуки танго, нового танго —
Этот новый фактически жанр — единение танго, джаза и классической музыки. Породнилось всё: аргентинский танец, джаз, гармония и полифония классики. Это одновременно свежее дыхание и в известный уже танец, и в саму классическую музыку.
Самое знаменитое произведение Пьяццолы — пожалуй, Либертанго (Свободное танго). Полагаю, что так или иначе слышали его все — кто по радио, кто — в кинофильме «Урок Танго» британского режиссера Салли Поттер или в фильме «Неистовый» Романа Полански, кто — как композицию для известных и многочисленных номеров в соревнованиях по фигурному катанию, кто — в рекламе «Вольво», наконец.
В Либертанго — много нервных, тревожных и даже трагических «ноток». Если вслушаться, если понять. Но в ней столько жажды и радости жизни! И радость жизни пробивается к небу и пронизывает все творчество Астора Пьяццолы. Именно такой сложный комплекс ощущений позволяет мне смело говорить о «празднике жизни, празднике музыки» и даже вынести это в заголовок.
В честь Астора Пьяццолы названа Консерватория в Буэнос-Айресе и Международный аэропорт в Мар-дель-Плата — городе, где он родился.
______________
Музыку Астора Пьяццолы (Astor Piazzolla) в огромных количествах можно найти на Ютубе.